Методика обучения игре на народных инструментах

ПОСОБИЯ

И.С.Бах

 

Как играть Баха на баяне - пособие баянистам

 

 

В. Игонин
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИИ И. С. БАХА НА БАЯНЕ

 

 

Приступая к работе над произведениями Баха необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Большинство своих произведений Бах не снабдил исполнительскими указаниями. В органной и клавирной музыке они почти полностью отсутствуют. Из динамических обозначений- можно встретить только forte и pianissimo, из артикуляционных — лишь считанные лиги. Что касается редакционных изданий баховских сочинений, которыми в основном приходится пользоваться баянистам, то они нередко противоречат друг другу. В качестве примера можно привести тему Фуги до минор из I тома «Хорошо темперированного клавира» в редакции К. Черни (1), Г. Герме-
ра (2), Г. Бишофа (3) и Б. Муджеллини (4):  (см. в книге)

 Музыкальные инструменты, для которых писал Бах (клавесин, клавикорд, орган), отличаются от баяна. Поэтому, чтобы произведения великого композитора звучали достаточно убедительно, необходимо не только знание специфических особенностей баяна, но и правильное понимание предусмотренных композитором средств музыкального выражения, а также изучение его творчества.
На баяне обычно исполняется клавирная и органная музыка Баха. Слово «клавир» имеет обобщенный характер. Так называли клавесин и клавикорд, распространенные в XVII—XVIII веках струнные клавишные инструменты.

Старейшим из них был клавикорд — любимый инструмент Баха. Звук на нем извлекался с помощью металлических пластинок, закрепленных на концах клавиш. Инструмент позволял добиваться тонкой динамической нюансировки, применять вибрато, поддавался воздействию индивидуального туше1 исполнителя, но был очень тихим. Поэтому играли на клавикорде преимущественно в домашних условиях.
Для концертного исполнения использовался клавесин (в Италии он назывался чембало). Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи стерженька из птичьего пера или кожаного плектра. Звук клавесина отрывист и воспроизводить тонкие динамические оттенки на нем было невозможно. Для достижения градаций звучности он имел несколько ручных клавиатур и обладал регистрами.
Орган времен Баха отличался от современных более тихим и мягким звуком.
Органу и клавесину свойственна динамическая ровность. Это значит, что при исполнении нет возможности подчеркнуть средствами динамики опорные и кульминационные моменты. Динамические же свойства клавикорда, хотя и были небольшого диапазона, позволяли пользоваться тончайшими динамическими нюансами внутри мелких построений — мотивов и фраз.

Продолжение читайте в книге: