Методика обучения игре на народных инструментах

ПОСОБИЯ

 

Как играть на балалайке штрихи

 

 

А. Шалов
ОБОЗНАЧЕНИЕ БАЛАЛАЕЧНЫХ ШТРИХОВ

 

 

Усовершенствование В. В. Андреевым примитивной «сиротинушки-балалаечки» (по образному определению Ф. И. Шаляпина), бытовавшей в народе почти до конца XIX века, послужило началом новой, профессиональной жизни этого замечательного инструмента, обладающего своеобразной прелестью звучания и, благодаря различным приемам звукоизвлечения, большими выразительными возможностями. Изменение формы корпуса и увеличение игрового диапазона от квинты до двух с половиной октав придали балалайке не только красивый пропорциональный вид, но и способствовали улучшению тембра, увеличению силы звука, позволили исполнять сложные по фактуре пьесы.
Среди первых пособий по обучению игре на балалайке особенно популярна была школа В. Насонова (СПбб., 1906 г.), в которой намечалась система последовательного воспитания исполнительских навыков, овладения приемами игры с конкретными определениями, краткими характеристиками и условными обозначениями. Не менее известна была и школа Д. Минаева (под редакцией В. Андреева, СПбб., 1912—1914 гг.), достаточно глубоко и подробно излагающая способы овладения приемами игры на балалайке.

В послереволюционные годы издается ряд школ, самоучителей и учебно-методических пособий, в которых обобщается непрерывно растущее мастерство игры на балалайке. Яркую характеристику состояния современного исполнительства на народных инструментах дает музыковед И. Ямпольский: «Коренные изменения претерпевают исполнительство на народных инструментах. На наших глазах происходит превращение баяна, балалайки, домры в академические сольные концертные инструменты. Необычайно расширились их выразительные возможности, виртуозная техника игры. Изменился репертуар, включающий теперь классическую музыку, виртуозные произведения
(вплоть до труднейших пьес Паганини), сочинения советских композиторов, много сделавших в этой области».

Однако, несмотря на большие достижения в исполнительстве, в настоящее время еще недостаточно глубоко разрабатываются научно-методические основы игры на балалайке. В методической литературе, появившейся как в дореволюционные годы, так и в наше время, много противоречий и неточностей, главным образом, в названиях приемов игры и особенно в системе условных обозначений.
Основным приемом, характерным только для балалайки и отличающим ее не только по звучанию, но и по принципу звукоизвлечения от других щипковых инструментов, является «бряцание»— равномерно-последовательное чередование ударов по струнам указательным пальцем правой руки.
Близкое определение «бряцания» приводят авторы различных методических пособий: «Бряцание — основной прием, заключающийся в редких, но равномерных ударах вниз и вверх сразу по всем трем струнам»,2 «прием игры по всем струнам равномерными ударами сверху вниз и снизу вверх называется «бряцанием» 3 и т. д.
Но широко распространено (особенно среди музыкантов старшего поколения) и другое название того же приема. Так, в школе Минаева он носит название «штриховой игры» и подразделяется на «удар снизу вверх и удар сверху вниз».

Продолжение читайте в книге...