Методика обучения игре на народных инструментах

ПОСОБИЯ

А.Репников

 

Исполнение произведений композитора-баяниста А.Репникова

 

 

Д. Матюшков
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. РЕПНИКОВА

 

 

Ленинградский композитор Альбин Репников известен как автор, много и плодотворно работающий в жанре музыки для народных инструментов. Значительное место в его творчестве занимают произведения для баяна. Без преувеличения можно сказать, что Репников обогатил баянную литературу рядом интересных сочинений. Желание наиболее полно раскрыть возможности баяна, найти новые средства выразительности проявились во многих произведениях, прочно вошедших в концертный репертуар баянистов.
Характерными чертами музыки композитора являются содержательность и демократичность, искренность и романтическая приподнятость, динамизм и немногословие, виртуозность и чрезвычайная простота изложения.
В 1968 году выщел сборник Репникова «Концертные пьесы для баяна», включающий произведения разных лет.

Открывается сборник «Каприччио», пьесой, ставшей уже хрестоматийной. (Кстати, это первое печатное сочинение композитора.) Музыкальный язык «Каприччио» отличают свежие гармонические сочетания; мелодическая линия очень выразительна. Частая смена размера вносит разнообразие в ритмическую структуру. Некоторым баянистам мыслится исполнение этой пьесы в стиле темпераментной восточной пляски, они отмечают в этой музыке «восточный», «пряный» колорит. Ошибочное представление. Если прямолинейное приближение к «восточной» музыке и упрощает решение исполнительских задач, то в такой же степени мешает выявить характерные особенности, присущие этой бурной стремительной пьесе. Несколько слов об исполнении. Вступление следует играть мягко, без нажима. В характерном аккордовом ходе в левой руке, сохраняющемся до конца, вступления, отмечается опора на первую долю (вторая — мягко снимается). Начало быстрого раздела часто исполняют так:

Ноты Каприччио

 

Композитор отдает предпочтение иному варианту:

Скачать ноты Репникова

Не всегда исполнители следуют авторскому указанию «сдержанно» в ми-бемоль мажорном варианте темы:

Ноты токкаты

В широком кульминационном изложении темы вступления секстоли на выдержанном басу нередко исполняются хаотично. Задача исполнителя тщательно проработать этот важный эпизод, добиться ритмической точности.
«Скерцо» первоначально было задумано как этюд с применением большого пальца. Постепенно рамки чисто технических задач раздвинулись, и в окончательном варианте «Скерцо» предстает как изящная пьеса, построенная на довольно трудном техническом приеме репетиций и полифоническом изложении темы. Начальная фраза этой темы проходит то в увеличении, то в уменьшении. Тормозящая роль репетиций подчеркивает последующее движение.

«Импровизация» и «Токката» — разные по характеру пьесы. В «Импровизации» полифоническое начало выражается в аккордовых сочетаниях, на первый взгляд звучащих резко и остро. Но как важно прислушаться к голосоведению! Именно в этом кроется секрет раскрытия содержания. В «Токкате» много эффектных мест: репетиции аккордами, октавами, непрерывное движение в партии левой руки. Все это, несомненно-, способствует развитию и укреплению техники; к тому же эта виртуозная пьеса украшает репертуар баяниста.
Мощное «Бассо остинато» богато полифоническими сочетаниями и мало характерным для Репникова тематизмом траурно-трагического колорита. Впрочем, эта пьеса больше относится к разряду учебных.
Большое место в творчестве композитора занимают пьесы для детей. Это обработки пионерских песен и оригинальные пьесы, вошедшие в «Альбом юного баяниста» (издан в 1966 г.), «Детская сюита» и фундаментальный «Детский альбом».
Отметим «Детскую сюиту», состоящую из четырех частей: «Призыв», «Песня», «Кавалерийская», «Марш». Связанные единой идеей, эти части дают первое понятие о циклической форме. Материал включает различные приемы игры: здесь и контрастные штриховые сопоставления, и мягкая кантилена, и острая ритмика.

Первые фразы «Призыва» имитируют звуки пионерского горна. Левая рука тут обычно несколько напряжена. Расслабление приходит на следующих тактах, исполняемых легато. Усложнение фактуры должно сопровождаться динамическим нарастанием.
В «Песне» следует обратить внимание на аккомпанемент. Первые два такта вступления играются определенным ясным звуком. При вступлении темы сопровождение исполняется возможно легче, в нем лишь намечается ритмическая основа. Партия правой руки играется очень связно.
В «Кавалерийской» сложна партия левой руки. Опорным является первый палец. Из-за этого при исполнении часто возникает ощущение ритмической неустойчивости. Нужно следить, чтобы бас звучал слабее аккорда.
«Марш» исполняется очень ритмично. Мех предельно активный. Штрих четкий, немного жесткий, но не грубый, как можно иногда услышать.

Продолжение читайте в книге...