Самодеятельный ансамбль баянистов

ПОСОБИЯ

Учебное пособие

 


ПОЯСНЕНИЯ К НОТНОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ

 

1. «На сопках Маньчжурии» композитора И. Шатрова —

популярный старинный вальс. Предлагается в обработке для трех баянов. При исполнении необходимо добиться контрастности между отдельными частями. Первая часть исполняется плавно, начало второй части—очень бравурно, а конец ее — мягко и нежно.
Так же как и в других произведениях, здесь надо обратить внимание на выделение основной мелодии и корректное исполнение аккомпанемента и контрапунктов. Кроме того, необходимо, чтобы и характер вальса был выявлен с возможно большей полнотой.

Трио

2. «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого —

Ноты

это одно из самых поэтических произведений нашей песенной литературы последних лет. Появившись в канун VI Всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов в Москве, песня полюбилась не только москвичам, но и многочисленным
гостям, съехавшимся в столицу. Сейчас она получила широкое распространение как в нашей стране, так и за ее пределами.

Исполнение ее должно быть мягким, лиричным, плавным, без всякой угловатости, резкости и форсировки звука.
Легато—вот основной штрих исполнения этой песни. Большое внимание нужно уделить второстепенным деталям, обрамляющим основную мелодию. В данном случае аккомпанирующие функции здесь ответственны: не будучи главными, они все же должны прослушиваться. К ним относятся аккомпанемент, а также многочисленные контрапункты, которые надо исполнять, ориентируясь на главную тему. Мелодия ни в коем случае не должна затушевываться этими второстепенными элементами. Она должна быть как бы «окутана» ими.

Трио

 

 

3. «Протяжная» композитора А. Холминова

как бы воспроизводит картину народного хорового пения. Здесь мы видим очень характерную мелодию, близкую к русской народной песне, и характерное постепенное включение голосов и подголосков. Развивается произведение плавно, пластично, на очень большом, широком дыхании. Постепенно, один за другим, плавно включаются голоса. Наконец, вступает весь хор.
Полифоническая фактура в данном случае требует большого внимания и чувства ансамбля, ибо каждый голос здесь при всей его мелодической самостоятельности является лишь частью целого. В основном это относится к первой половине до общего хора (цифра 4). Разумеется, при этом мелодия остается основным носителем образа и, следовательно, ее надо несколько выделить.

Ансамбль

 

4. «Хороводная» А.Холминова

по своему музыкальному языку и структуре гораздо проще первой его пьесы, приведенной нами. При ее исполнении должны соблюдаться общеизвестные законы игры в ансамбле (выделение мелодии, четкость
аккомпанемента, слитное и ровное звучание и т. д.).
Плавная мелодия развивается постепенно, обогащаясь различными гармоническими и мелодическими элементами. В начале пьесы — простое изменение первой темы, а в последующих проведениях используются контрапункты, которые обогащают музыкальную ткань произведения.

Исполнение минорной части (цифры 3 и 4) должно быть контрастным. Первое проведение этой части исполняется тихо, второе — громко. Следует обратить внимание на контрапункт, появляющийся при втором проведении. Цифра [7] соло басов. Играть надо сочно, ярко и четко.
Эти две пьесы близки по характеру. Первая («Протяжная») по природе своей ближе к вокальной музыке, вторая («Хороводная») — к танцевальной. Они естественно следуют одна за другой, как зачастую танец следует за песней.

Ансамбль