популярный старинный вальс. Предлагается в обработке для трех баянов. При исполнении необходимо добиться контрастности между отдельными частями. Первая часть исполняется плавно, начало второй части—очень бравурно, а конец ее — мягко и нежно.
Так же как и в других произведениях, здесь надо обратить внимание на выделение основной мелодии и корректное исполнение аккомпанемента и контрапунктов. Кроме того, необходимо, чтобы и характер вальса был выявлен с возможно большей полнотой.
Трио
это одно
из самых поэтических произведений нашей песенной литературы последних лет. Появившись в канун VI Всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов в Москве, песня полюбилась не только москвичам, но и многочисленным
гостям, съехавшимся в столицу. Сейчас она получила широкое
распространение как в нашей стране, так и за ее пределами.
Исполнение ее должно быть мягким, лиричным, плавным, без всякой угловатости, резкости и форсировки звука.
Легато—вот основной штрих исполнения этой песни. Большое внимание нужно уделить второстепенным деталям, обрамляющим основную мелодию. В данном случае аккомпанирующие функции здесь ответственны: не будучи главными, они все же должны прослушиваться. К ним относятся аккомпанемент, а также многочисленные контрапункты, которые надо исполнять, ориентируясь на главную тему. Мелодия ни в коем случае не должна затушевываться этими второстепенными элементами. Она должна быть как бы «окутана» ими.
Трио
как бы воспроизводит картину народного хорового пения. Здесь мы видим очень характерную мелодию, близкую к русской народной песне, и характерное постепенное включение голосов и подголосков. Развивается произведение плавно, пластично, на очень большом, широком дыхании. Постепенно, один за другим, плавно включаются голоса. Наконец, вступает весь хор.
Полифоническая фактура в данном случае требует большого внимания и чувства ансамбля, ибо каждый голос здесь при всей его мелодической самостоятельности является лишь частью целого. В основном это относится к первой половине до общего хора (цифра 4). Разумеется, при этом мелодия остается основным носителем образа и, следовательно, ее надо несколько выделить.
Ансамбль
по своему музыкальному языку и структуре гораздо проще первой его пьесы, приведенной нами. При ее исполнении должны соблюдаться общеизвестные законы игры в ансамбле (выделение мелодии, четкость
аккомпанемента, слитное и ровное звучание и т. д.).
Плавная мелодия развивается постепенно, обогащаясь различными гармоническими и мелодическими элементами. В начале пьесы — простое изменение первой темы, а в последующих проведениях используются контрапункты, которые обогащают музыкальную ткань произведения.
Исполнение минорной части (цифры 3 и 4) должно быть контрастным. Первое проведение этой части исполняется тихо, второе — громко. Следует обратить внимание на контрапункт, появляющийся при втором проведении. Цифра [7] соло басов. Играть надо сочно, ярко и четко.
Эти две пьесы близки по характеру. Первая («Протяжная») по природе своей ближе к вокальной музыке, вторая («Хороводная») — к танцевальной. Они естественно следуют одна за другой, как зачастую танец следует за песней.
Ансамбль