Баян и баянисты. Выпуск 7

ПОСОБИЯ

Играет уральское трио баянистов

 

История и творчество ансамбля баянистов - Уральское трио

 

 


Ю. Ястребов

УРАЛЬСКОЕ ТРИО

 

 

Есть артисты, исполнительское творчество которых является точным, полным отражением «духа времени». К их числу могут быть отнесены участники известного в нашей стране и за рубежом баянного ансамбля Уральское трио — народные артисты РСФСР Иван Шепельский, Анатолий Хижняк, Николай Худяков.

По своим художественным достоинствам, неповторимости исполнительского почерка, глубине воздействия на слушательскую аудиторию, наконец, долголетию совместного музицирования Уральское трио занимает уникальное место в отечественной баянной школе. Где бы ни выступал этот ансамбль — в Концертном зале им. Чайковского или на сельской сцене, в музыкальном лектории или на телестудии Парижа, в эстрадной сборной программе или на международном семинаре аккордеонистов — везде и всегда искусство уральцев оставалось неподдельно искренним, согретым горячим человеческим чувством, воспринималось слушателями как глубоко пережитое «свое» заново открываемое художественное явление.
Творческий диапазон ансамбля весьма внушителен. Ими исполнено свыше 200 произведений зарубежных, русских и советских композиторов и около ста пьес аккомпанемента, записаны десятки грампластинок, подготовлено множество программ для радио- и телепередач центрального и областного значения, даны тысячи концертов, проведены многочисленные встречи и беседы со слушателями по вопросам эстетического воспитания и развития музыкального искусства. Масштабы слушательской аудитории давно перешагнули миллионные рубежи. Однако, определяющим критерием сущности камерно-инструментального исполнительства является его социальная значимость. Это отмечалось всеми на чествовании, посвященном 25-летию творческой деятельности прославленного ансамбля в Свердловске, куда приехали приветствовать юбиляров многочисленные делегации и гости со всех концов нашей необъятной родины. В адрес Уральского трио поступили сотни приветственных телеграмм от художественных коллективов, высших и средних музыкальных учебных заведений, от выдающихся деятелей современного народно-инструментального искусства. Но главным содержанием юбилея явилась художественная программа. Как и подобает большим артистам и художникам, свой юбилей ансамбль отметил тремя вечерами, насыщенными разнообразными сольными программами.

Уралское трио баянистов

Итоги — это всегда и перспективы. Перешагнув юбилейную черту, «уральцы» полны новых планов. Вот почему поклонники их искусства видят главный итог творческой деятельности Уральского трио в том, что они успешно продолжают создавать одну из ярких страниц современного исполнительства на баяне.
Перечитывая сегодня многочисленные отзывы слушателей, рецензии на концерты, не перестаешь удивляться единодушию восхищенных голосов, восторженных высказываний. Но обратимся к фактам биографии.
 
Николай Сергеевич Худяков родился 7 декабря 1934 года в селе Светлый Дол Белозерского района Курганской области. Все в семье Худяковых от мала до велика слыли любителями музыки. Николай рано приобщился к домашнему музицированию в семейном ансамбле духовых инструментов, называемом среди односельчан «оркестром Худяковых». Оркестром руководил старший из братьев — Василий. Но душой домашних концертов был отец, о котором Николай Сергеевич вспоминает с особой теплотой и любовью: «Он играл на гармониках всех систем и славился мастером по ремонту музыкальных инструментов на весь Белозерский район. У нас постоянно толпился народ, кто-то приносил вышедшую из строя двухрядку, кто-то приходил просто послушать домашние концерты или же помузицировать в нашем оркестре».
В школе Николай активно участвовал в художественной самодеятельности, играл на гармонике, балалайке и гитаре. Участвовал в первом в его жизни баянном ансамбле — трио братьев Худяковых (Александр, Петр и Николай).

По рекомендации членов жюри областного смотра художественной самодеятельности Николая направляют на учебу в музыкальное училище.
К этому времени относятся и первые его сочинения. Это были обработки для трио баянов: «Есть на Волге утес», «Армейская пляска» и другие.
Экзаменационная комиссия Свердловского музыкального училища по классу народных инструментов в составе В. В. Знаменского, Т. Н. Запорожец и Н. Ф. Рожина была приятно удивлена, когда абитуриент Н. Худяков сыграл на вступительном экзамене собственную обработку русской народной песни «Коробейники» и «Экоссез» Чайковского из оперы «Евгений Онегин». Исполнение этих произведений и решило судьбу способного юноши, выделявшегося среди тех, кто имел за плечами музыкальную школу.
Анатолий Александрович Хижняк родился 16 мая 1936 года на Украине в городе Запорожье. Детство, опаленное войной, трудные послевоенные годы наложили отпечаток на впечатлительного от природы мальчика. Он рос замкнутым, стеснительным, но упорным.
После войны отец купил кировский баян и быстро освоил весь бытовой репертуар. Очень хотел, чтобы научился играть и сын. «Но это желание отца, — как вспоминает А. Хижняк, — к сожалению, осуществилось гораздо позже. Не могу объяснить толком почему. В принципе, к музыке не был равнодушен, любил слушать. Осталось щемящее чувство в памяти: слушая других, завидуя им, не верил, что смогу так же сыграть».
В 1949 году в Никополе открылась музыкальная школа, и в первом наборе значится имя Анатолия Хижняка — учащегося класса баяна. Итак, впервые к баяну Анатолий прикоснулся в 13 лет. «Теперь я убежден, — говорит Анатолий Александрович, — каковы бы ни были успехи в дальнейшем, профессиональный музыкант, упустивший время и поздно начавший овладевать инструментом, ощутит последствия «гонки». /./ Два года учебы в музыкальной школе определили весь мой дальнейший путь. Именно в это время появился интерес, привязанность к музыке, инструменту. /./ Говорят, многое успел сделать за это время. Я могу лишь подтвердить то, что занимался музыкой с огромным желанием и стремлением наверстать упущенное в детстве».
Иван Тимофеевич Шепельский родился 1 октября 1937 года в украинском селе Негребовка Радомышльского района. Детство И. Шепельского мало чем отличалось от детства А. Хижняка: те же суровые военные годы, оккупация, те же испытания, выпавшие на долю его поколения.
Из самых ранних музыкальных впечатлений Иван Тимофеевич вспоминает, как он встречал участников домашних репетиций духового оркестра «встречным маршем», играя на кларнете, причем, каждого нового гостя новой мелодией, которых знал великое множество.

Отец, Тимофей Иванович, в прошлом военный капельмейстер был руководителем сельского оркестра. Он привил любовь к духовым инструментам своим сыновьям: старший — Григорий играл на кларнете, средний — Николай на трубе.
Вскоре был куплен одноручный баян с правой клавиатурой, на котором Николай и Иван начали учиться играть, а затем полный баян, на котором поначалу категорически было запрещено играть маленькому Ивану. Однако, видя тягу Ивана к баяну, ему разрешили наравне с братом пользоваться этим инструментом. Он упорно, изо дня в день, пытался изобразить на баяне что-то только ему одному ведомое. Наконец, появились первые мелодии украинских народных песен, мелодии маршей, которые с таким успехом Иван играл на кларнете. И баян победил «кларнетное детство».
Школьником Иван играл на вечерах, принимал активное участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах. Однако, никто в семье, в том числе и сам Иван, не помышляли о профессии музыканта. Летом 1951 года после успешного окончания сельской семилетней школы Иван пытается поступить в Киевскую спецшколу ВВС. Уже были успешно сданы экзамены, но заключительный строгий медосмотр перечеркнул все мальчишеские надежды — не прошел по зрению. И документы были поданы в Киевское музыкальное училище имени Р. М. Глиэра.
В музыкальной педагогике бытует освященная десятилетиями традиция: рассказывая о музыканте на страницах печати или объявляя программу студента на сцене, называть имя учителя. Учитель! Какое емкое в своей удивительной многозначности слово! Сколько их на долгом пути развития, формирования человека и гражданина?
Здесь пойдет речь о тех, кто способствовал появлению Уральского трио баянистов. А. Г. Таипов, А. С. Красношлык, И. И. Журомский, Т. Н. Запорожец и, наконец, М. М. Гелис —вот этапы долгого, трудного и одновременно прекрасного пути, по которому шли Иван Шепельский, Анатолий Хижняк и Николай Худяков в большое музыкальное искусство.
Учителем, которому обязан А. Хижняк своим прикосновением к клавишам баяна, первым радостям от встреч с музыкой, был Анатолий Григорьевич Таипов. По специальности кларнетист, А. Г. Таипов обладал способностью влюблять детей в музыку. Заинтересовать ученика — вот основная задача Таипова-педагога. Музицирование и, в первую очередь, его коллективные формы составляли сущность его педагогических принципов.
Проучившись два года в музыкальной школе, Хижняк успешно сдает вступительные экзамены в Днепропетровское музыкальное училище. Его зачисляют в класс А. С. Красношлыка.
Александр Семенович Красношлык, как и первый учитель, не был баянистом. Домрист и балалаечник, он хорошо знал возможности баяна, воспитывая в своих учениках прежде всего любовь к игре в ансамбле.
В этой благодатной, с точки зрения музыкального воспитания, атмосфере были сделаны первые шаги А. Хижняка, который впоследствии скажет, что ему удивительно не везло на педагогов-баянистов и везло на музыкантов-педагогов.

Многим любителям русских народных инструментов и прежде всего поклонникам искусства квартета баянистов Киевской филармонии знакомо имя Ивана Ивановича Журомского. Однако о Журомском-педагоге широкому кругу читателей известно гораздо меньше.
Из писем И. Т. Шепельского читаем о Журомском: «Это имя для меня —главнейшее.». Огромный педагогический опыт, тонкое чутье музыканта подсказали И. И. Журомскому, что Ваня Шепельский, деревенский паренек, не имеющий специальной подготовки, далеко не рядовое явление. «В первые дни учебы в училище,— вспоминает Иван Тимофеевич, — я целыми днями просиживал в классе И. И. Журомского, все слушал и слушал, восхищаясь игрой других. все впитывая в себя, и не верил, что смогу когда-нибудь играть на таком же уровне».
Училище И. Шепельский окончил с отличием, успешно выдержал вступительные экзамены в Киевскую консерваторию и поступил в класс М. М. Гелиса.
И еще одно имя, сыгравшее в судьбе Уральского трио баянистов значительную роль,— Тамара Николаевна Запорожец, выпускница Киевской консерватории, ученица М. М. Гелиса, впитавшая в себя дух музыки, царивший в этом классе. Тому же учила она и своих учеников в специальном классе баяна Свердловского музыкального училища (начало 50-х г.), а позже — студентов Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского
(конец 50-х г.).

Продолжение читайте в книге...