Баян и баянисты. Выпуск 7

ПОСОБИЯ

А.Репников

 

Биография, творчество, произведения композитора-баяниста Альбина Репникова

 

 

 

М. Имханицкий

ТВОРЧЕСТВО А. РЕПНИКОВА ДЛЯ БАЯНА

 

 

Имя композитора Альбина Репникова хорошо известно баянистам и аккордеонистам не только в нашей стране, но и за ее пределами. Автор множества симфонических, камерно-инструментальных и хоровых сочинений, незаурядный исполнитель-баянист, он получил композиторское образование в Ленинградской государственной консерватории в классе профессора В. В. Волошинова. За годы учебы и творчества им созданы крупный Концерт для русского народного оркестра, различные миниатюры для ансамблей и оркестров баянистов, пьесы для солирующих инструментов — домры, балалайки, гуслей, флейты, гобоя с оркестром народных инструментов и многое другое.

Альбин Леонидович Репников родился 29 декабря 1932 года на Урале в шахтерском селе Половинка Пермской области. Его родители обладали хорошим музыкальным слухом, участвовали в любительских спектаклях, играли на баяне и гитаре.
В середине 1934 года семья Репниковых переехала на Дальний Восток и поселилась на небольшой железнодорожной станции Уруша. Здесь прошли детские годы будущего композитора. На всю жизнь осталось у него в памяти многоцветье красок дальневосточной природы: горы, сиреневые от багульника ранней весной, белые долины цветущей черемухи, зеленые, красные и желтые сопки, покрытые осенней осыпающейся листвой, извилистая лента реки.

Первым знакомством с музыкой были грамзаписи советских массовых песен. Их мальчик безошибочно воспроизводил голосом и пытался точно передать на маленькой детской гармошке, подаренной родителями.
Лето 1944 года Альбин провел в пионерском лагере на берегу реки Зеи. Игра лагерного баяниста произвела на мальчика неизгладимое впечатление. «Вот тогда-то и возникло у меня непреодолимое желание научиться играть на баяне. — Вспоминал впоследствии композитор. — По возвращении из пионерского лагеря все мои мысли были направлены на приобретение баяна, чуть ли не ежедневно я докучал настойчивыми просьбами об этом матери и отчиму». Но приобрести такой инструмент в трудные, голодные военные годы в далеком дальневосточном поселке было невозможно, и родители купили мальчику двухрядную гармонь «хромку».

Очень быстро Альбин выучил на ней незамысловатые песни, народные пляски. Примитивный гармонический аккомпанемент не удовлетворял его, и вместе с соседскими мальчишками-сверстниками, играющими на балалайке и гитаре, он организует трио. Музыку ребята подбирали по слуху, ограничиваясь указаниями руководителя—двенадцатилетнего Репникова. Возможно, что именно «руководство» этим трио помогло будущему композитору научиться самостоятельно обрабатывать мелодии, развило способность к импровизации, обострило гармоническое и тембровое чутье. Альбин параллельно с гармоникой освоил гитару, выучился играть простейшие народные наигрыши на балалайке. Стройную игру инструментального трио с удовольствием слушал весь поселок.
В 1946 году на станцию Уруша возвратился демобилизовавшийся трубач Николай Павлович Греков. Он стал заведующим клубом железнодорожников, организовал духовой оркестр. Альбин не пропустил ни одной репетиции, внимательно слушал игру нового для себя инструментального состава.
В клубе имелся баян — инструмент в те годы дефицитный и дорогой. Его очень берегли, но однажды мальчику разрешили взять инструмент. Каково же было удивление взрослых, когда тринадцатилетний Альбин, всего лишь несколько минут «пощупав» предварительно клавиши, почти безошибочно сыграл чуть ли не весь репертуар, исполнявшийся им ранее на двухрядной «хромке», хотя клавиатура баяна существенно отличалась от гармошечной.
Убедившись в незаурядных музыкальных способностях сына, родители купили ему баян. Под руководством Грекова мальчик в короткий срок освоил нотную грамоту, по самоучителю выучил ряд пьес и вскоре начал работать в клубе баянистом-аккомпаниатором хора и хореографического ансамбля.
В 1947 году Репников окончил школу и годом позже поступил в Иркутское музыкальное училище на отделение народных инструментов. Однако из-за возникших бытовых и материальных трудностей проучившись месяц на первом курсе, юноша уезжает домой, в Урушу, где работает в детском саду музыкальным работником и продолжает совершенствовать свою игру на баяне. К этому времени относятся первые попытки сочинять музыку.

Баянист А.Репников

В 1949 году Репников снова приезжает в Иркутское музыкальное училище, и его зачисляют на первый курс без экзаменов.
Начинается новый этап жизни юноши. В Иркутск во время войны были эвакуированы многие известные пианисты, скрипачи, музыковеды, постоянно выступавшие с концертами и популярными лекциями о музыке. Немало в городе было профессиональных исполнителей-баянистов, балалаечников, домристов. При Иркутском радио существовал также оркестр русских народных инструментов, участником которого вскоре становится Репников, совмещая эту работу с учебой.
Учился Альбин по классу баяна у талантливого баяниста и педагога Михаила Степановича Иванова. Репертуар в его классе почти полностью состоял из переложений. Это было вынужденной необходимостью; ведь в те годы оригинальной литературы для баяна в Иркутске еще не было. Ее отсутствие восполнялось аранжировками музыкальной классики — произведениями Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова и других выдающихся композиторов. Иванов проявлял живой интерес и к композиторским работам юноши, приветствовал их создание.

Не менее значительное влияние на молодого музыканта оказал дирижер Гаспар Оганесович Тарикян, незадолго перед тем окончивший Ереванскую государственную консерваторию по классу известного советского дирижера К- С. Сараджева. Взяв Репникова в свой класс, Тарикян обнаружил у него не только незаурядные общемузыкальные, но и дирижерские данные и, будучи одновременно руководителем симфонического оркестра училища, вскоре стал доверять ему проведение репетиций с этим коллективом. Под руководством юноши оркестр исполнял довольно сложные программы: первую часть Первой симфонии Римского-Корсакова, Ноктюрн до-диез минор Чайковского.
В училище Репников подружился с Михаилом Можаровым, одаренным баянистом-исполнителем. Вместе они посещали концерты, работали в самодеятельности, аккомпанируя дуэтом русскому хору и хореографическому ансамблю. Репников даже переселился жить в дом Можаровых. Михаил неоднократно подсказывал будущему композитору интересные фольклорные темы для сочинений. А много лет спустя памяти давнего товарища композитор посвятил свой Третий концерт для баяна, камерного оркестра и ударных.

Горячая дружба связывала Репникова и с другим сокурсником-баянистом Дмитрием Матюшковым, первым исполнителем многих сочинений композитора.
Учебу Альбин совмещал с исполнительской практикой — работал баянистом в русском народном оркестре и солистом Иркутского радио, вел коллективы художественной самодеятельности.
Постоянен был интерес молодого автора к репертуару для баяна.
Первая соната Н. Чайкина, опубликованная в 1951 г. — одно из первых профессиональных сочинений для баяна — было юношей тщательно изучено, проанализированы новые художественные средства музыкальной фактуры. «Досконально изучив Первую сонату Чайкина, неоднократно исполняя ее в концертах и по радио, у меня зародилась идея и самому написать крупное произведение, — рассказывает композитор. — Эта идея буквально неотступно преследовала меня. И летом я «засел» за сочинение баянного концерта — писал его дни и ночи напролет». И в августе 1952 года был написан одночастный Первый концерт для баяна с русским народным оркестром, фактически ставший первой профессиональной работой Репникова. Он был записан в Иркутске в фонд радио в исполнении автора и оркестра русских народных инструментов. Первый концерт сразу же привлек внимание педагогов и студентов, он вошел в репертуар иркутского музучилища и поныне нередко исполняется здесь.
Весной 1953 года на выпускные экзамены приехал профессор Ленинградской консерватории, известный педагог-вокалист Ольховский. Услышав игру даровитого юноши, представившего в качестве дипломной программы не только сложнейшие в те годы произведения баянного репертуара — Первую сонату Н. Чайкина, Фантазию на темы советских массовых песен Н. Ризоля, но и собственный Первый концерт, Ольховский настойчиво посоветовал Альбину поступать на композиторский факультет Ленинградской консерватории. При этом он подчеркнул: «Вы прекрасный исполнитель-баянист. Но Ваше истинное призвание — композиция. Я уверен, что именно она станет основой Вашего дальнейшего творческого пути».
В 1953 году Репников приехал в Ленинград. Комиссия, состоявшая из видных ленинградских композиторов-педагогов, прослушав его произведения, пришла к единому мнению о незаурядных творческих данных юноши. Ответственный секретарь приемной комиссии Е. Бобковская писала: «Из далекого Иркутска приехал к нам Альбин Репников — молодой способный композитор. На экзамене он представил написанный им Концерт для баяна и оркестра русских народных инструментов. Этот концерт оставляет яркое впечатление благодаря своей четкой форме и мелодизму, пронизанному современными интонациями»Его зачислили на первый курс композиторского факультета в класс ведущего ленинградского педагога, профессора Виктора Владимировича Волошинова.

Мягкий, отзывчивый по натуре человек, Волошинов старался осторожно направлять художественное воображение Репникова. В творческом методе Волошинова, восходящем к школе Н. А. Римского-Корсакова, основная роль в преподавании композиции уделялась не словесному объяснению, например, о том, как нужно развивать тот или иной музыкальный материал, а непосредственной импровизации за роялем. Так, если тема учащегося не находила убедительного продолжения, преподаватель доимпровизировал дальнейшее развитие музыки, стимулируя этим творческую фантазию студента. «Даже к самым несовершенным моим вещам Волошинов относился удивительно бережно, — рассказывает Репников,— и очень тактично указывал на их недостатки. Иногда он приносил в класс собственные произведения, над которыми в ту пору работал, и просил студентов высказать о них свое мнение. Причем, больше всего он не выносил в суждениях неискренности, лести. Все это чрезвычайно развивало наше критическое чутье, умение видеть недочеты и в собственной, и в чужой музыке».
Большое влияние на творческое формирование Репникова оказали: профессор Ю. Н. Тюлин, преподававший гармонию, доцент Г. М. Римский-Корсаков (внук великого композитора), преподававший инструментоведение, профессор А. Н. Дмитриев — полифонию; композиторы-педагоги: Б. А. Арапов, В. Н. Салманов и Н. Н. Агафонников.

Не менее важной школой мастерства являлось посещение репетиций в Большом зале филармонии. Для композиторов и музыковедов Ленинградской консерватории доступ сюда был открытым. С партитурами в руках можно было не только до мельчайших деталей изучить музыкальную фактуру великих творений прошлого и современности, в частности, большинства симфоний Д. Д. Шостаковича, но и досконально познать тонкости работы выдающихся советских и зарубежных дирижеров. Особое впечатление по собственному признанию Репникова, производило на него проведение репетиций и концертов главным дирижером Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии Е. А. Мравинским. Наблюдения за ходом репетиций оказали существенное влияние не только на дальнейшую деятельность Репникова-компо-зитора, но и дирижера — ведь на протяжении многих последующих лет ему доведется самому руководить оркестровыми коллективами.

За время учебы в классе Волошинова Репниковым было создано много сочинений в различных жанрах. В частности, это Первый фортепианный квинтет, Струнный квартет, две сюиты для фортепиано, Сонатина для скрипки. На выпускном экзамене были представлены: цикл романсов «Из Моабитской тетради» на стихи Мусы Джалиля и масштабная четырехчастная Симфония. Ее с успехом исполнил симфонический оркестр Ленинградского радио под управлением Н. С. Рабиновича. Профессор Киевской государственной консерватории Г. П. Таранов, бывший председателем Государственной экзаменационной комиссии в Ленинградской консерватории, обобщая результаты выпускных экзаменов, писал в журнале «Советская музыка»: «Наиболее интересной показалась мне Симфония ми минор А. Репникова. Яркий тематический материал, острая ритмика, умелое применение полифонических средств, активность творческого мышления — вот главные ее достоинства. Особенно удачна вторая часть — Скерцо, остроумная, пылкая, музыкально завершенная».

После окончания консерватории Репников работал преподавателем класса баяна в детской музыкальной школе. Его неудержимо потянуло к любимому инструменту. Это было явлением естественным— с баяна начался путь Репникова к музыкальному искусству— и теперь, после накопления профессиональных композиторских навыков, роста художественного мастерства стремление к самовыражению автора выплеснулось в активном творчестве для баяна. Немалую роль в этом сыграло творческое содружество Репникова с Матюшковым, приехавшим в Ленинград. Первым ощутимым результатом такого содружества стало Каприччио для баяна.

Продолжение читайте в книге...