В.Бычков - Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских народных инструментов

Ноты для ОРНИ

Д.Браславский - Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров

В книге рассматриваются вопросы, касающиеся видов аранжировки песенной и танцевальной народной музыки, критериев отбора произведений для аранжировки и связанных с этим трудностей, возможности решения художественных задач

 

 

Аранжировка произведений для ОРНИ
Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» №18
В.В.Бычков
Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских народных инструментов

"Советская Россия", 1988г.

содержание:

 

Методологической основой настоящей работы являются фундаментальные труды музыкантов-классиков и работы наших современников1; вопросом непосредственного рассмотрения является аранжировка вокального и инструментального аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских народных инструментов.

Так же, как и переложения симфонической и камерно-инструментальной музыки, инструментовку, оркестровка, аранжировка предполагают значительную свободу в обращении с музыкальным материалом, так как зачастую аранжировщик имеет дело лишь с конкретной темой народной песни или танца, в лучшем случае с клавиром вокального или инструментального сочинения, народного танца. Поэтому аранжировщик должен обладать большой творческой фантазией, знать основы формы, гармонии, владеть элементарными навыками композиции.

Прежде всего, необходимо выявить общие моменты, касающиеся всех видов аранжировки как песенной, так и танцевальной народной музыки.
Конкретной работе над аранжировкой предшествует составление общего плана развития музыкального материала, в котором определяются:
1) состав оркестра или ансамбля народных инструментов;
2) тональность (в большей мере выбор тональности зависит от тесситуры сольной или хоровой партий, диапазона голосов в вокальных аккомпанементах, в меньшей мере это относится к танцевальным аккомпанементам, поскольку выбор тональности связан с общим колоритом народного сюжетного танца);
3) общие формы сопровождения и способы переработки мелодического и гармонического материала;
4) примерная структура аккомпанемента (музыкальная форма и методы развития музыкального материала);
5) конкретные музыкально-выразительные средства и исполнительские приемы, служащие наиболее полному раскрытию образно-эмоционального содержания песни, народного танца или инструментальной пьесы.
Сложным вопросом, стоящим перед аранжировщиком, является выбор конкретного сочинения. Проблема выбора аккомпанемента— одна из самых дискуссионных на разных уровнях: выбрать ли для аранжировки образцы
классической и современной музыки (романсы, песни) или ограничиться включением в репертуар транскрипций народного творчества, исполнять ли обработки песенно-танцевальной музыки, продолжающие традиции музыкального фольклора, либо «осовременить» народную тему ритмами, гармонией, методами развития, типичными для сегодняшней эстрадной музыки.
Определяющим критерием отбора произведения для аранжировки инструментального и вокального аккомпанемента должна быть близость его содержания природе народного творчества (тематизм, методы его развития, наличие особой колористической сферы в инструментовке, воссоздающей звучание инструментов народного оркестра, возможности исполнительских средств, приемов игры на гармонике, гуслях, балалайке, домре, деревянных духовых — свирели, кугиклах, рожке, жалейке).
Трудность самостоятельного решения проблемы выбора связана прежде всего с нестабильностью народно-инструментального состава, отсутствием его унификации, текучестью участников коллектива. Нередко в составе оркестра вместо традиционной балалаечной группы используется группа гитаристов (классические, не электрогитары). Слабым местом самодеятельного оркестра является струнная домровая (особенно альтовая) группа.

Поэтому аранжировки делаются порой с расчетом скрыть эти недостатки, например, партии домровой группы дублируются баянами в проведениях мелодического материала, что создает дополнительные трудности для участников оркестра. Ведь известно, что добиться хорошего баланса между группой домр и баянов в выполнении одной и той же функции — смешанный тембр — далеко не легкая задача как для дирижера, так и для исполнителя.

Поскольку важнейшей функцией самодеятельного искусства является воспитательная, определяющим критерием при выборе сочинения для аранжировки должны стать его содержательная сторона, идейно-художественный уровень и музыкально-эстетическая ценность.
Список сочинений, рекомендуемых для аранжировки в народно-инструментальном варианте (в расчете на самодеятельный оркестр или ансамбль любого исполнительского уровня, музыкального и возрастного состава), может включать: 1) произведения русской и зарубежной классики (романсы, песни, пьесы); 2) сочинения современной советской и зарубежной музыки; 3) оригинальные аккомпанементы, специально написанные для инструмента или голоса в сопровождении фортепиано (клавир); 4) образцы народного творчества (как вокальные, так и инструментальные).

Аранжировки для народных инструментов Скачать пособие