В.Чунин - Современный русский народный оркестр

Оркестр русских народных инструментов

Пособие, методика работы с оркестром народных инструментов

 

 

Методическое пособие для работы с оркестром
В.Чунин
Современный русский народный оркестр

методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов
"Музыка", 1981г.
номер с2515к

содержание:

 

ОТ АВТОРА
 
Менее ста лет отделяет нас от создания В. В. Андреевым первого оркестра русских народных инструментов. За этот период народное инструментальное творчество сделало заметный шаг на пути к его совершенствованию. Беспредельные возможности для развития этого творчества открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. Опираясь на поддержку государства, быстрыми темпами стало активизироваться как профессиональное музыкальное искусство, так и любительское творчество. Уже в первые годы Советской власти были организованы государственные творческие коллективы, начала расти сеть учебных заведений, клубов, Домов культуры, внешкольных учреждений. Благодаря этому была создана прочная база для расцвета музыкального искусства, в том числе для такого ее важнейшего жанра, как народная инструментальная музыка.

Проходящие в наше время музыкальные конкурсы и фестивали показывают высокий уровень исполнительства на народных инструментах. Многие наши выдающиеся исполнители вышли на международную арену.
По-новому стали звучать русские народные инструменты. Обращает на себя внимание быстрое развитие баяна. Появление выборной клавиатуры, введение тембровых красок сделало баян одним из самых совершенных современных инструментов. Так же быстро прогрессируют струнные инструменты. Исполнение на балалайке привлекает теперь не только неповторимостью колорита, но и новыми художественными возможностями (вибрато, гитарными приемами). Домра тоже обогащается новыми выразительными средствами. Сложная пассажная техника, двойные ноты, аккорды, искусственные флажолеты, пиццикато левой рукой — все это получило сейчас широкое распространение среди исполнителей. В известной мере выросло и исполнительское мастерство художественных коллективов—ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Стал более разнообразным и красочным их состав, обновился и расширился репертуар.

Время показало, что исполнительство на русских народных инструментах сделалось неотъемлемой составной частью советского искусства. Народные инструменты играют и будут играть роль одного из основных компонентов национальной музыкальной культуры; представляя традиции и современность, они показывают духовное богатство народа, помогают раскрыть его безграничные творческие возможности.
Самодеятельные оркестры русских народных инструментов в этих условиях становятся настоящей школой музыкального развития. Здесь каждый из его участников приобретает, помимо навыков игры на инструменте, еще и знания о музыке, о ее удивительном языке и многообразных выразительных возможностях. Русские народные инструменты и репертуар, которым они располагают, обладают всеми необходимыми качествами для того, чтобы стать верным проводником в прекрасный мир музыки, и не уступают в этом другим инструментам.

«...Балалайка — инструмент любительский: таким он и должен быть, в этом сила балалайки и ее значение; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания...» Эти слова основателя первого оркестра русских народных инструментов, выдающегося русского музыканта В. В. Андреева должен помнить руководитель начинающего оркестра русских народных инструментов в своей творческой профессиональной работе с самодеятельным коллективом.
В настоящем методическом пособии даны некоторые советы по практической работе с самодеятельным оркестром русских народных инструментов, которые предполагают возможные изменения в организации и содержании обучения. Следует оговориться по поводу некоторых рекомендаций:
1. Основное внимание в пособии уделено струнным инструментам. Это обусловлено тем, что они занимают самое значительное место в оркестре, имеют разнообразные оркестровые разновидности и требуют к себе особого дифференцированного подхода.
2. В современных условиях, когда имеется широкая сеть учебных заведений, кружков, студий, подготавливающих баянистов, когда выпущено большое количество литературы по обучению игре на баяне, нередко случается так, что оркестровая баянная группа может быть сформирована из уже подготовленных исполнителей.
3. Однако занятия такой группы должны быть подчинены общему плану работы других оркестровых групп, прошедших начальное обучение по предлагаемой системе. Имеется в виду введение аппликатурных формул тетрахордов, игры секвенций, ориентации на развитие чувства ладового тяготения. Работа всех оркестровых групп должна вестись в одном методическом режиме и объединять всех участников.

В заключение хотелось бы сказать о практическом значении, которое автор придает своей работе.
Углубление в круг вопросов, связанных с деятельностью таких прогрессивных форм эстетического воспитания, какими являются коллективы художественной самодеятельности, требует определенного обновления бытующих взглядов и представлений.
Важность этой задачи особенно возрастает в свете решений XXVI съезда КПСС, обязывающих совершенствовать деятельность культурно-просветительных учреждений, повысить их роль в организации самодеятельного творчества и проведения досуга трудящихся.
Предлагаемый метод работы с самодеятельным оркестром русских народных инструментов во многом экспериментален.
Если он будет сколько-нибудь способствовать развитию самодеятельного народного творчества — автор сможет считать свою задачу выполненной.

Почитать книгу Скачать ноты