Посвящается супруге Лидии
Теория формирования исполнительского мастерства баяниста, как и само это
искусство, сравнительно молоды.
Гармоника, возникшая в начале прошлого столетия и бытовавшая в народном
музицировании как любительский инструмент, была реконструирована в баян
на рубеже XIX-XX веков. Современная реконструкция последнего в готово-выборный
многотембровый концертный инструмент в основном закончилась лишь в 60-х
годах XX столетия.
Известно, что профессиональное обучение на баяне в музыкальных учебных
заведениях (школах, техникумах, вузах) началось в 20-х годах, а вузовская
методика сложилась в целом уже в послевоенный период, причем наибольшее
количество крупных методических и научно-методических работ приходится
на 60-90-е годы.
Естественно, что начиная с первых шагов и до настоящего времени, баянная
методика и теория исполнительства пользуются обильными плодами ранее сложившейся
общей музыкальной теории и методики в смежных областях музыкального исполнительского
искусства, обобщивших исторический опыт всеобъемлющей музыкальной практики.
Теория баянного исполнительства еще не отделилась в самостоятельную область
знания. Ее данные разбросаны по многочисленным методическим пособиям,
статьям и отдельным исследованиям. Ощутим дефицит научно-теоретического
анализа процессов и явлений при описании многих сторон исполнительства.
Исключения составляют ряд проблем, уже получивших оптимальное освещение
в кандидатских диссертациях, как, например: «Теоретические основы совершенствования
внутренней структуры музыкально-игровых движений баяниста» Ю. Бая [45];
«Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна» Г. Шахова
[167]; «Современные принципы баянной аппликатуры» Ю. Ястребова [175];
«Становление интонационного стиля искусства гармоники-баян» В. Чабана
[157]; «Методика преподавания игры на баяне» И. Алексеева [2]; «Теоретические
основы переложения инструментальных произведений для баяна» Н. Давыдова
[15]; в монографиях «Основы формирования исполнительского мастерства баяниста»
Н. Давыдова [68]; «Искусство игры на баяне»
Ф. Липса [98]; «Ансамбли и оркестры гармоник» Е. Максимова [95]; «Принципы
применения пятипальцевой аппликатуры на баяне» и «Очерки о работе в ансамбле
баянистов» Н.Ризоля [132, 138]; «Методика работы баяниста над полифонией»
и «Приемы исполнения штрихов на баяне» В. Власова [53, 54].
В русле темы «Формирование исполнительского мастерства баяниста» интерес
представляют, в первую очередь, названные диссертационные работы и монографии,
посвященные научному анализу конкретных проблем становления, совершенствования
исполнительского мастерства и развития музыкальных способностей, а также
ряд очерков об артикуляции и штрихах на баяне, например, В. Власова [53]
и Б. Егорова [18], и статьи по различным вопросам техники игры на баяне:
Ю. Акимова [38, 40], В. Галактионова [56], П. Гвоздева [59, 60], А. Дудника
[69], Л. Колесова [80], А. Крупина [89], В. Моисеева [103], В. Мотова
[106-108], М. Оберюхтина [115, 116], В. Семенова [139, 140], И. Яшкевича
[177, 178] и др.
Проблематика, непосредственно связанная с формированием исполнительского
мастерства баяниста, в специальной литературе освещается преимущественно
в рамках методики преподавания, а не теоретического обоснования.
Таким образом, теория баянного исполнительства в настоящее время находится
в стадии собирания, обобщения и осмысления методического опыта, сравнивая
его с данными в смежных областях исполнительского искусства.
Актуальной задачей является построение системы знаний, составляющих основу
целостной теории формирования исполнительского мастерства баяниста как
составной части общей теории музыкально-исполнительского искусства. Настало
время обобщить огромный пласт музыкально-исполнительского специфического
опыта в единой теоретической системе сформированных закономерностей, понятий,
терминов, научно обоснованных принципов и критериев формирования исполнительского
мастерства баяниста с целью интенсификации исполнительской и педагогической
практики, дальнейшего повышения уровня художественной культуры в этой
области.
Тема книги ограничена задачей формирования исполнительского мастерства
баяниста и не претендует на освещение широкого спектра проблематики общей
теории интерпретаторского исполнительского искусства, хотя и опирается
на ее методологические основы.
В связи с такой постановкой цели каждый раздел книги содержит два аспекта:
теоретическое обоснование причинно-следственных связей и практические
рекомендации. Действует сквозной принцип: «От практики - к теории и от
теории - к практике», но на более высокой ступени методологического и
теоретического осмысления.
Таким образом, избран тот аспект теории, который непосредственно выходит
на методическую, исполнительскую и педагогическую практику.
Тема рассматривается на материале литературы по музыкальной теории, методике
и практике исполнительского искусства как в своей специфической области,
так и в смежных видах исполнительского искусства (главным образом - сольно-инструментального);
на подробном исполнительском анализе структуры конкретных музыкальных
произведений в заданной концепции; на обобщении личного и коллективного
практического опыта в исполнительстве, в научно-методической и педагогической
деятельности.
Тематический список опубликованной научно-методической литературы по баяну
охватывает основной круг методических проблем, связанных с обучением игре
на инструменте (см. библиографию).
В книге не было нужды касаться проблемы аппликатуры ввиду оптимального
ее освещения в кандидатской диссертации Ю. Ястребова [175] и в ряде опубликованных
работ: И. Алексеева, А. Полетаева, Н. Ризоля, В. Семенова [2, 126, 132,
139] и др.
В связи с тем, что предлагаемый труд является обобщением огромного исполнительского
и педагогического опыта, прошу высказать отзывы, пожелания и критические
замечания, которые будут с благодарностью учтены в дальнейшей работе.