Глава II. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС ИНТОНИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона
Известно, что музыкальное произведение создается и воспринимается в трех
фонических категориях: по вертикали, горизонтали и глубине. Это же является
одной из целей исполнительского воспроизведения (озвучивания) нотного
текста.
Смысловое интонирование как вертикальных, так и горизонтальных соотношений
в фоническом плане представляет собой скоординированность глубины путем
использования различных уровней громкостной динамики и других средств.
Анализ баянного исполнительства как в учебной сфере, так и на концертной
эстраде показывает, что данная проблема часто не только не решается успешно,
но даже и не ставится. В таких случаях баян звучит в одной какой-то динамической
плоскости: либо тихо, либо громко - без художественно осмысленной вертикали
фонов.
Написанное музыкальное произведение обычно содержит три основные предпосылки
для фонического мышления исполнителя:
передний план звучания - главный рельеф смысловой мелодической линии и
баса;
второй план динамики, принадлежащий связующим элементам мелодической структуры,
аккордовым комплексам сопровождения, имитациям, подголоскам и т. п.;
третий план - тишина, покой на фоне и в сопоставлении с которой происходят
основные события в развитии драматургии.
Сюда относятся: тишина перед началом звучания, паузы, цезуры, а также
исходные, промежуточные и заключительные пианиссимо в мелкой мотивной
нюансировке.
Без применения фона тишины и малых промежуточных, попутных звучностей
невозможно эффективное влияние громкостной динамики на эмоциональность
слушателя.
Различные уровни глубины динамического фона являются главным средством
раскрытия содержания разнообразной фактуры музыкальных произведений.
Несмотря на различные функции и значимость компонентов фактуры, в живом
одухотворенном воспроизведении музыки фоническая глубина различных динамических
уровней не существует в единственном, раз и навсегда установленном соотношении.
Так, элементы мелодической структуры, представляемые в первоначальном
изложении тематического материала как неглавные, сопутствующие и, следовательно,
на втором плане, в процессе дальнейшего развития имеют тенденцию к динамической
активизации, сначала выравниваясь по силе звучания с опорными точками
главного, тематического стержня, а затем даже превосходя его процессуальностью,
действенностью, целеустремленностью, экспрессивностью. Ярким примером
прогрессирующей драматизации второго элемента и преобразованного из сопутствующего,
фонового в ведущий является Чакона И. С. Баха.
Если исполнитель-художник усматривает предпосылку и исходную точку для
определения максимума напряженности в микродинамике, то в его исполнительском
творчестве будет в принципе задействована вся вертикаль динамической шкалы,
возможная на данном инструменте.
Максимум выразительной громкости можно рельефно ощутить и воспринять лишь
в сопоставлении с абсолютной тишиной в цезуре либо звучащей тишиной пианиссимо.
Чувство динамической глубины, владение техникой сопоставления различных
уровней громкости звучания, в сочетании с артикуляционными и тембровыми
средствами, позволяют исполнителю рельефно произнести скрытые голоса,
например, в инвенциях И.С.Баха, когда
двухголосие превращается в фактическую реализацию четырех смысловых линий.
Здесь существует ряд специфических исполнительских приемов. Например,
очень важно приобрести навык отсечения звучания сразу после опорного тона
с целью выведения на второй фоновый план ямбического построения, представляющего
собой предикт к следующей мелодической опоре (пр. 26, 33, 34). Пользуясь
разнообразными артикуляционно-динамическими выразительными средствами,
в гомофонной фактуре на разных уровнях напряженности звучания часто воспроизводится
верхний и басовый голоса; на втором плане - подголоски, на третьем - линия
гармонических аккордовых звуков, на четвертом - слуховы пианиссимо затухающих
окончаний (фон промежуточных и связующих остаточных звучаний пианиссимо),
составляющих прерывистую линию, но весьма существенную для ощущения динамического
контраста и воздействия на слух всей динамической шкалы баяна (пр. 74,
76, 135).
Фон тишины, покоя малых промежуточных и сопутствующих звучаний можно сравнить
с чистым полотном, на которое художник наносит детали изображаемой картины,
ее динамику, экспрессию, драматургию.
В отличие от струнных инструментов, которым присущ эффект естественных
фонов в виде остаточных звучаний, или фортепиано, оснащенного к тому же
специальным педальным устройством, наконец, оркестра, где фон малых звучностей
поручается отдельным инструментам, на баяне исполнитель вынужден создавать
искусственные фоны малых звучностей (отзвуков) путем контраста тишины.
Для этого необходимо овладеть техникой снятия звука мехом при нажатых
клавишах.
Таким образом, естественное проявление музыкально-образного мышления исполнителя
в слухо-моторных действиях невозможно без совершенствования исполнительского
механизма баяниста в плане реализации фонической глубины звучаний различных
компонентов фактуры по горизонтали и вертикали.
Слухо-моторные ощущения и контроль исходных и остаточных звучаний являются
своего рода камертоном для настройки масштаба, используемой в конкретном
произведении громкостной динамики, для нюансировки, адекватной логике
строения и динамического развития мелодической структуры.