Испанская музыка

Народная музыка для баяна

Хоры Испании

Испанская народная песня и танец

 

народная музыка, произведения композиторов Испании

 

 

Испания - ноты к песням и мелодиям
Народная музыка Испании
в обработке для аккордеона или баяна
составление и обработка Н. Горлова
"Музыка" Москва 1981г.
номер 10860 dpi

содержание:

 

Мелодии народа Испании Скачать ноты

 

Испанская музыка

 

Долгое время музыку Испании знали в других странах не по произведениям самих испанских композиторов, а по отражениям ее в творчестве русских и французских авторов: по двум «Испанским увертюрам» Глинки, «Испанскому каприччио» Римского-Корсакова, опере Бизе «Кармен», симфоническим и фортепианным пьесам французских импрессионистов — Дебюсси и Равеля.
А между тем Испания — страна древнейшей музыкальной культуры, первые сведения о которой мы находим еще у древнеримских историков, отмечавших своеобразие плясок иберов (так в древности называли жителей Пиренейского полуострова) и даже упоминавших о кастаньетах — инструменте, популярном и сейчас.
С начала VIII века и до XV на полуострове владычествовали арабы (в Испании их называли маврами), и, хотя основное население всячески отстаивало свои обычаи, верования, культуру, все же некоторые черты восточного искусства Испания восприняла.
Они ощутимы и в музыке, что не ослабляет, а, наоборот, усиливает ее своеобразие.
Народная музыка Испании необыкновенно разнообразна, каждая область имеет свои характерные особенности, что неудивительно: ведь даже язык северных и южных областей различен.

Но если искать общее, то прежде всего надо отметить удивительную сложность и узорность ритма, что свойственно всем без исключения видам испанской музыки. Это отмечал еще Глинка во время путешествия по Испании.
Когда испанцы поют и пляшут, то слушателю сначала кажется, что он слышит три разных ритма: один в песне, другой — в игре гитариста, третий — в стуке кастаньет танцовщицы. Но внимательный слух обнаруживает, что они сливаются в гармоничное целое. А кастаньеты — инструмент своеобразный. Это небольшие деревянные пластинки, выдолбленные в форме раковин или скорлупок каштана (отсюда их название), гибко скрепленные между собой. В руках испанца это примитивное устройство превращается в инструмент, который, как говорил, посетив Испанию, чешский писатель К. Чапек, «щелкает, гремит, выводит трели, воркует, журчит».
Только после завершения борьбы за освобождение от арабского владычества (Реконкисты) в Испании начинает развиваться профессиональная музыка. В инструментальной музыке преобладают сюиты и вариации на испанские танцы — чакону, сарабанду, пассакалью. Эти танцы вскоре прочно вошли в общеевропейский обиход, и испанское происхождение их забылось. Расцвет органной музыки и хоровой полифонии в Испании XVI века был столь высок, что этот век называли впоследствии Золотым веком испанской музыки. Музыка звучала и в испанском театре в виде песенных и танцевальных эпизодов в комических спектаклях. Но расцвет был недолог — отечественных мастеров заслонили иностранные, преимущественно итальянцы, работавшие при испанском дворе.
Новое возрождение испанской музыки начинается в конце XIX века, когда выдвигаются три талантливых композитора: И. Альбенис, Э. Гранадос и М. де Фалья. Учителем и вдохновителем их был Ф. Педрель, композитор и ученый, глубоко изучивший народную музыку и творчество испанских композиторов Золотого века.

Среди многочисленных фортепианных пьес Исаака Альбениса (1860— 1909) особенно интересны те, где он рисует портреты различных городов Испании: «Гранада», «Каталония», «Севилья», «Триана» (предместье Севильи), «Кордоба», «Кадис» и другие. Большая их часть входит в цикл «Иберия». Это именно скорее портреты, чем пейзажи; города Испании по своему облику, обычаям, манере народного музицирования неповторимо своеобразны. В Гранаде сильнее всего чувствуются арабские влияния, ее знаменитый дворец Альгамбра с каменным кружевом галерей, прохладой фонтанов и внутренних двориков — это своего рода островок Востока. Этим городом навеяно несколько пьес Альбениса: «Гранада», «В Альгамбре», «Алая башня» (пьеса, в которой фортепиано как будто превращается в гитару, только более звучную).

Портрет старинного города Кордобы нарисован контрастным сопоставлением двух тем: строгого хорала и изящной лирической песенной мелодии. Такова Кордоба: над городом господствует силуэт огромного собора, «гранитного леса колонн», как назвал его И. Эренбург, а рядом — узкие, тихие улицы, зелень, фонтаны.
Полнее всего отражена Испания в творчестве Мануэля де Фалья (1876— 1946). Его особенно привлекали древнейшие пласты испанской народной песни (так называемый «канте хондо»), еще сохранившиеся в крестьянской среде. Как и Альбенис, но еще точнее и глубже он рисовал музыкальные портреты различных городов и областей. Он делал это и в фортепианных пьесах, в вокальных произведениях, в операх. Но полнее всего отражены образы родины в его симфоническом произведении «Ночи в садах Испании». Этот замечательный образец музыкальной живописи не уступает лучшим произведениям французских импрессионистов.
В XX веке Испания выдвинула двух великих мастеров исполнительского искусства: виолончелиста Пабло Касальса и гитариста Андреса Сеговию, открывшего такие необычайные художественные возможности гитары, что это можно сравнить только с изобретением нового музыкального инструмента. Гитара, в течение веков выполнявшая только скромные функции сопровождения пения или танцев, в руках Сеговии превратилась в концертный инструмент, на котором мастер исполнял не только испанскую музыку, но и виртуозные пьесы Баха, в том числе известную «Чакону», как бы вернув этот танец на его родину — в Испанию. Начавшееся так ярко и сильно музыкальное возрождение Испании было надолго прервано темными годами фашистского режима. Эмигрировали из страны Мануэль де Фалья и Пабло Касальс, был казнен фашистами Федерико Гарсиа Лорка, поэт и музыкант, многие стихи которого стали песнями.
И только теперь восстанавливается прерванное развитие музыкальной культуры Испании. Снова звучат стихи Лорки в честь Испании, ее народа, ее песен:

Для тебя, о парус белый,
Путь широкий у Севильи,
Но для волн твоих, Гранада,
Песни — весла, песни — крылья.

В.Васина-Гроссман Книга о музыке и великих музыкантах