Гармони, баяны, аккордеоны

ПОСОБИЯ

В книге описано конструктивное устройство всех узлов гармоней, баянов, аккордеонов. Изложены технологические процессы их производства. В отдельных главах даны методические указания по дипломному и промышленному проектированию, а также сведения по оформлению технической документации.
Первое издание книги вышло в 1964 г. В настоящем издании представлены музыкальные инструменты новых марок.
Книга предназначена в качестве учебника для учащихся техникумов, а также рекомендуется инженерно-техническим работникам предприятий, изготовляющих язычковые музыкальные инструменты.

 

 

Скачать пособие
Гармони, баяны, аккордеоны
Н.Г. Розенфельд, М.Д. Иванов
"Легкая индустрия", 1974г.
(DjVu, 5 Мб)

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

По общепринятым принципам классификации музыкальные инструменты делятся на группы по источнику звука, на подгруппы — по способу (или механизму) звукоизвлечения и на виды (для уточнения положения в подгруппе) — по дополнительному признаку обычно конструктивного порядка.
Музыкальные инструменты, в которых звук возникает в результате колебания упругого язычка, образуют группу язычковых и делятся на подгруппы: пневматические (губная гармоника, китайский шэн), пневматические-клавишные (гармонь, баян, аккордеон, концертина, фисгармония), щипковые (варган, музыкальная шкатулка), ударные (флексатон).
В губной гармонике язычки приводятся в колебание вдуванием струи воздуха и всасыванием струи воздуха исполнителем.
Язычки гармони, баяна, аккордеона, концертины и фисгармонии приводятся в колебание струей воздуха, нагнетаемой ручными, ножными или механизированными мехами и направляемой по специальным каналам или при помощи клавиш или кнопок, соединенных с рычажно-клапанным механизмом.
Язычок варгана приводится в колебание при защипывании его пальцами. В музыкальной шкатулке язычки приводятся в колебание при задевании их штифтами вращающегося валика.
Язычок флексатона изгибается пальцами исполнителя, при этом одновременно по нему ударяют укрепленные на нем шарики.

В настоящей книге рассматривается только подгруппа пневматических-клавишных инструментов и главным образом те из них, которые получили наибольшее распространение в СССР: гармонь, баян, аккордеон. Эти инструменты дали возможность широкому кругу людей приобщиться к музыке, впервые ознакомиться с русскими классическими и народными музыкальными произведениями и способствовали общему развитию музыкальной культуры в самых широких кругах советского народа.
В начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны готовят квалифицированных исполнителей по классам баяна и аккордеона. Достаточно упомянуть, что в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и в Ленинградской консерватории имеются классы баяна.

Гармони, баяны, аккордеоны, предназначенные для сольного и ансамблевого исполнения музыкальных произведений, входят в различного рода оркестры и почти всегда в состав оркестров народных музыкальных инструментов; они способствуют развитию хорового искусства, являясь аккомпанирующими инструментами, и благодаря своей портативности повсеместно широко используются.
Губные гармоники широкое распространение имеют за рубежом. В нашей стране в настоящее время их используют главным образом в качестве детской музыкальной игрушки.
Из истории возникновения язычковых инструментов. Прототипом современных язычковых музыкальных инструментов считают издавна известный в Китае шэн, в котором источником звука являются металлические проскакивающие язычки. Резонаторные бамбуковые трубки вставлены в чашеобразный резервуар с патрубком для вдувания воздуха. От количества и размеров трубок с язычками зависит диапазон шэна, т. е. его звуковой объем между самым низким и самым высоким звуками.
Появление гармони в России относится к первой половине XVIII в. Совершенствование «венки» (венской диатонической гармони) русскими мастерами началось в 1-й четверти XIX в. и привело к созданию наиболее распространенной к тому времени двухрядной гармони с «русским» и «немецким» строем. Высота извлекаемого звука при нажатии одной какой-нибудь клавиши (кнопки) зависела от направления движения меха, т. е. при сжиме или разжиме меха одна и та же клавиша вызывала звуки различной высоты. Разновидности гармоней, созданных в то время мастерами в России, приобрели названия по месту их изобретения или изготовления (тульская, саратовская, татарская, касимовка, ливенская, череповецкая и др.). Многие из этих гармоней были приспособлены к музыкальному складу русских, татарских, марийских и других народных песен.

В результате дальнейшего совершенствования русские мастера создали двухрядную диатоническую гармонь «хромку», которая отличается от венской тем, что высота звука не зависит от направления движения меха. Далее читайте в книге…

 

Раздел первый
Конструкция язычковых музыкальных инструментов

Глава I. Общее конструктивное устройство
§ 1. Принцип извлечения звуков
§ 2. Современные типы гармоней, баянов и аккордеонов
§ 3. Конструктивные элементы язычковых инструментов
§ 4. Методы расчета и конструирования
Глава II. Голосовые планки.
§ 1. Расчет и конструирование
§ 2. Определение размеров язычков
§ 3. Расчет рамок
§ 4. Конструктивные элементы голосовых планок
Глава III. Входные камеры
§ 1. Назначение, устройство и конструктивные особенности
§ 2. Расчет и конструирование
Глава IV. Корпус и деки
§ 1. Корпус
§ 2. Деки
§ 3. Определение габаритных размеров входных камер дек, корпусов и грифов язычковых музыкальных инструментов
Глава V. Клавишные механизмы
§ 1. Правый клавишный механизм
§ 2. Левый клавишный механизм
§ 3. Переключатель регистров
§ 4. Особенности расчета и конструирования клавишных механизмов
§ 5. Определение статического сопротивления клавиатуры
§ 6. Унификация клавишных механизмов
Глава VI. Мех
§ 1. Назначение и устройство. Расчет объема меховой камеры.
§ 2. Механизированная подача воздуха, применяемая в некоторых язычковых музыкальных инструментах
Глава VII. Футляры и арматура язычковых музыкальных инструментов.
Глава VIII. Устройства для адаптирования и усиления звука
Глава IX. Конструктивные особенности язычковых музыкальных инструментов зарубежных фирм


Раздел второй
Технология производства язычковых музыкальных инструментов
Глава I. Изготовление голосовых планок

§ 1. Характеристика технологического процесса
§ 2. Материалы для изготовления рамок и язычков
§ 3. Штамповочно-заготовительные операции
§ 4. Шлифование и штамповка язычков.
§ 5. Приклепка язычков к рамкам
§ 6. Предварительная настройка
§ 7. Установка язычков
§ 8. Комплектация и упаковка голосовых планок
§ 9. Цеховой контроль качества продукции
Глава II. Изготовление металлических деталей механизмов и арматуры.
§ 1. Характеристика технологического процесса
§ 2. Материалы для изготовления металлических деталей механизмов и арматуры
§ 3. Штамповочно-заготовительные операции
§ 4. Сварочно-сборочные операции
§ 5. Отделка металлических деталей.
§ 6. Нанесение металлических защитно-декоративных покрытий.
§ 7. Неметаллические защитно-декоративные и защитные покрытия
§ 8. Цеховой контроль качества продукции
Глава III. Изготовление деталей из пластических масс
Глава IV. Изготовление деревянных деталей, сборка и отделка корпуса, грифа и входных камер

§ 1. Характеристика технологического процесса
§ 2. Материалы для изготовления деталей корпуса, грифа и входных камер
§ 3. Схема технологического процесса
§ 4. Клеильно-сборочные операции
§ 5. Отделочные операции.
Глава V. Сборочные операции
§ 1. Характеристика технологического процесса
§ 2. Сборка клавишных и регистровых механизмов
§ 3. Изготовление и сборка меха
§ 4. Монтаж и окончательная настройка голосовых планок
§ 5. Окончательная сборка и регулировка

Раздел третий
Основы проектирования предприятий язычковых музыкальных инструментов
Глава I. Промышленное проектирование

§ 1. Задачи проектирования.
§ 2. Стадии проектирования.
Глава II. Дипломное проектирование.
§ 1. Содержание дипломного проекта
§ 2. Краткие методические указания по разработке отдельных частей дипломного проекта
Приложения.
Указатель литературы.

Скачать пособие Скачать книгу