С.Гулак-Артемовський
Запорожец за Дунаем
уривки з опери переклав для баяна С.Чапкiй
"Советский композитор", Киев, 1960г.
содержание:
Кто не знает замечательного дуэта Одарки и Карася из оперы «Запорожец за Дунаем»?! Благодаря чудесным мелодиям этого произведения Семен Степанович Гулак-Артемовский известен ныне в первую очередь как композитор. И действительно, он стал родоначальником украинской национальной комической оперы. Но при жизни Гулак-Артемовский был известен прежде всего как великолепный певец.
В 1838 году Глинка приехал на Украину, эту житницу голосов, чтобы подобрать пополнение для придворной певческой капеллы. В Киеве он и заметил талантливого хориста Михайловского монастыря, который к тому времени окончил духовное училище. Эта встреча сыграла решающую роль в творческой и жизненной судьбе Гулака-Артемовского. Глинка перевез талантливого певца в Петербург, сам руководил его музыкальными занятиями. Тот же Глинка организовал в пользу Гулака благотворительный концерт и на вырученные деньги отправил своего «подшефного» совершенствоваться в Италию. Собственно «совершенствование» выразилось в нескольких выступлениях Гулака-Артемовского во Флоренции —к тому времени он был вполне подготовлен к самостоятельной деятельности. Уже в 1842 году Гулак-Артемовский становится солистом Мариинского театра в Петербурге. Он дебютировал в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Более двадцати лет продолжалась сценическая карьера артиста, исполнившего за это время 34 партии в операх русского и зарубежного репертуара. Гулак-Артемовский обладал красивым и мощным голосом широкого диапазона, с одинаковым успехом обращаясь к баритоновым и басовым партиям. В частности, он был отличным исполнителем роли Руслана в бессмертном шедевре Глинки, выдерживая сравнение с прославленным О. Петровым. Один из рецензентов того времени писал: «Мы уже говорили, что роль Руслана попеременно исполняют гг. Петров и Артемовский и что при исполнении г. Артемовским она больше нравилась публике».
Работал Гулак-Артемовский с неослабным напряжением сил — участвовал в спектаклях, итальянских трупп, пел и на концертной эстраде. Основу его программ составляли произведения русских композиторов—романсы Глинки, Даргомыжского, Варламова, Вильбоа, Геништы. Кроме того, он находил время для выступления в драматических спектаклях. Вообще круг интересов Гулака-Артемовского был чрезвычайно широк и порой выходил за рамки искусства. Так, в 1854 году вышла из печати его. «Стати-стико-географическая таблица городов Российской империи». Еще через четыре года он удивил всех окружающих, создав один из проектов (и вполне профессиональных) петербургского водопровода.
С начала 50-х годов Гулак-Артемовский пробует свои силы в композиции. К водевилям «Украинская свадьба» и «Ночь накануне Иванова дня» он пишет не только текст, но и музыку. И наконец, «Запорожец за Дунаем». Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1863 году. Главную партию Ивана Карася исполнял пятидесятилетний автор. Последние годы жизни выдающегося деятеля украинской и русской культуры прошли в Москве.
«Запорожец за Дунаем» с тех пор завоевал широчайшую популярность далеко за пределами Украины. Музыку Гулака-Артемовского полюбили за подлинную народность, за мелодичность, лирическую чистоту, сочный юмор.
100 лет со дня смерти украинского композитора и певца Семена Степановича Гулак-Артемовского