С.Гулак-Артемовский - ноты

 

Произведения композитора Семена Степановича Гулак-Артемовского

 

 

Ноты к опере
С.Гулак-Артемовський
Запорожец за Дунаем

уривки з опери переклав для баяна С.Чапкiй
"Советский композитор", Киев, 1960г.

содержание:

 

1. Вступление
2. Романс «Месяц мой ясный»
3. Дуэт «Ты откуда это взялся»
4. Дуэт «Тучей черною дубрава»
5. Песня Одарки «Ой, мне мама говорила»
6. Танцы.
7. Черноморский казак
8. Запорожский казак

Переложение оперы для баяна Скачать ноты

С надстрочным текстом

 

СЕМЕН ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ

 

Кто не знает замечательного дуэта Одарки и Карася из оперы «Запорожец за Дунаем»?! Благодаря чудесным мелодиям этого произведения Семен Степанович Гулак-Артемовский известен ныне в первую очередь как композитор. И действительно, он стал родоначальником украинской национальной комической оперы. Но при жизни Гулак-Артемовский был известен прежде всего как великолепный певец.

В 1838 году Глинка приехал на Украину, эту житницу голосов, чтобы подобрать пополнение для придворной певческой капеллы. В Киеве он и заметил талантливого хориста Михайловского монастыря, который к тому времени окончил духовное училище. Эта встреча сыграла решающую роль в творческой и жизненной судьбе Гулака-Артемовского. Глинка перевез талантливого певца в Петербург, сам руководил его музыкальными занятиями. Тот же Глинка организовал в пользу Гулака благотворительный концерт и на вырученные деньги отправил своего «подшефного» совершенствоваться в Италию. Собственно «совершенствование» выразилось в нескольких выступлениях Гулака-Артемовского во Флоренции —к тому времени он был вполне подготовлен к самостоятельной деятельности. Уже в 1842 году Гулак-Артемовский становится солистом Мариинского театра в Петербурге. Он дебютировал в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Более двадцати лет продолжалась сценическая карьера артиста, исполнившего за это время 34 партии в операх русского и зарубежного репертуара. Гулак-Артемовский обладал красивым и мощным голосом широкого диапазона, с одинаковым успехом обращаясь к баритоновым и басовым партиям. В частности, он был отличным исполнителем роли Руслана в бессмертном шедевре Глинки, выдерживая сравнение с прославленным О. Петровым. Один из рецензентов того времени писал: «Мы уже говорили, что роль Руслана попеременно исполняют гг. Петров и Артемовский и что при исполнении г. Артемовским она больше нравилась публике».
Работал Гулак-Артемовский с неослабным напряжением сил — участвовал в спектаклях, итальянских трупп, пел и на концертной эстраде. Основу его программ составляли произведения русских композиторов—романсы Глинки, Даргомыжского, Варламова, Вильбоа, Геништы. Кроме того, он находил время для выступления в драматических спектаклях. Вообще круг интересов Гулака-Артемовского был чрезвычайно широк и порой выходил за рамки искусства. Так, в 1854 году вышла из печати его. «Стати-стико-географическая таблица городов Российской империи». Еще через четыре года он удивил всех окружающих, создав один из проектов (и вполне профессиональных) петербургского водопровода.

С начала 50-х годов Гулак-Артемовский пробует свои силы в композиции. К водевилям «Украинская свадьба» и «Ночь накануне Иванова дня» он пишет не только текст, но и музыку. И наконец, «Запорожец за Дунаем». Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1863 году. Главную партию Ивана Карася исполнял пятидесятилетний автор. Последние годы жизни выдающегося деятеля украинской и русской культуры прошли в Москве.
«Запорожец за Дунаем» с тех пор завоевал широчайшую популярность далеко за пределами Украины. Музыку Гулака-Артемовского полюбили за подлинную народность, за мелодичность, лирическую чистоту, сочный юмор.

100 лет со дня смерти украинского композитора и певца Семена Степановича Гулак-Артемовского

Календарь - В мире музыки - 1973г.