А. Иванов - Начальный курс игры на баяне

ОСНОВЫ ИГРЫ НА БАЯНЕ

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна

 

 

Установка инструмента

 

 

Баян является инструментом духовой группы, однако приемы звукоизвлечения и игры на нем имеют совершенно своеобразный характер. Эти приемы используют пальцевой удар, как в игре на клавишных инструментах (фортепиано), а отчасти же приближаются к игре на смычковых инструментах (давление смычка на струну, регулирующее силу и длительность звука) или к приемам пения (движение меха, как вдох и выдох).
Правильное, то есть красивое, звукоизвлечение на баяне производится не простым, механическим нажатием клавиш и движением меха. Чтобы извлечь требуемый по силе и характеру звук, нужно, помимо умения владеть мехом как аппаратом звукоподачи, выработать правильный, четкий пальцевой удар.
Четкий удар пальца и умение извлекать красивый звук, достигаемое главным образом естественным движением правой руки и плавным, равномерным движением меха, являются основой свободного владения инструментом.
Звукоизвлечение и свободное владение инструментом зависят прежде всего от безукоризненно четкой и согласованной работы обеих рук.

Установка инструмента должна быть основана на принципе трех опорных точек: правая и левая нога и плечевой ремень. При такой установке левая нога, несколько выдвинутая вперед, свободно опирается о пол, а правая, поставленная перпендикулярно полу, своим положением создает естественную опору при движении меха в сжим. Инструмент почти серединой меха устанавливается на левой ноге, опираясь нижней частью правой клавиатуры о правую ногу и образуя с линией груди играющего небольшое свободное пространство. В процессе игры инструмент поддерживается с одной стороны левой рукой, с другой — ремнем, охватывающим правое плечо.
Для полного освобождения правой руки и правой ноги от роли опорных точек при движении меха в сжим некоторые баянисты применяют второй ремень, на левое плечо (как у аккордеонистов). Такая установка баяна на двух ремнях нужна не только при игре стоя, но и при игре сидя и является необходимой при исполнении мест, требующих скачков в правой клавиатуре, или при применении большого пальца правой руки.

 

Положение корпуса (посадка)

 

 

Игра на баяне требует большой затраты мускульной энергии, а потому надо уметь создавать наиболее удобное положение для работы.
Естественная для игры посадка требует прежде всего наиболее устойчивого положения тела. Мягкие стулья не дают телу нужной устойчивости; поэтому более пригодны жесткие стулья. Сидеть следует не на всем стуле, но достаточно глубоко, чтобы тело было устойчивым и положение достаточно удобным. Корпус слегка наклоняется вперед. Не следует откидываться на спинку стула, так же как и сидеть слишком прямо; сидящий прямо затрачивает больше энергии и поэтому скорее устает. Плечи должны быть опущены. Поднимание плеч создает излишнее напряжение. Руки не должны быть прижаты к туловищу, иначе невозможна свобода движений.


Высота сидения не должна нарушать устойчивости тела и удобства общей посадки. Ноги должны быть поставлены естественно, с должной опорой. Колени не должны быть высоко подняты; высота колен должна находиться примерно на уровне сидения. Ноги не следует держать прижатыми одна к другой или разводить их и помогать движению меха. В процессе игры ноги должны оставаться неподвижными. Не следует перекидывать ноги одна на другую. Постановка ног с приподнятыми пятками и упирающимися о пол носками вырабатывает привычку высоко держать колени, широко разводить их, вследствие чего в технически трудных местах является потребность не только прижимать
инструмент грудью, но чуть ли не касаться его подбородком. Такая посадка, кроме чрезмерной напряженности мышц, стяуутости всего корпуса, ничего не дает и вызывает излишние, судорожные движения. Никаких скамеечек для ног не надо применять, как бы коротки ни были ноги; лучше подыскать стул соответствующей высоты. Для детей же скамеечка является естественной необходимостью, чтобы создать для ног должную опору; будет также целесообразным применение для детей второго ремня — на левое плечо.

Обучение игре на баяне


Раскачивание корпуса вперед и назад или справа налево и обратно лишь выводит тело из равновесия и не должно иметь места при игре. Едва заметные движения корпуса в процессе игры неизбежны и даже необходимы.
Ремень перекидывается через правое плечо, поддерживает инструмент, облегчает его вес и при разжиме инструмента служит упором. Не следует надевать на плечо ремень так, чтобы инструмент касался груди, вызывая совершенно излишнюю затрату энергии и затрудняя владение инструментом. При таком положении ремня играющий оттягивает правое плечо назад, выпячивая грудь и «веерообразно» растягивает мех. Ремень должен быть подогнан так, чтобы баянист не чувствовал ни его натяжения, ни давления самого инструмента. Совершенно недопустимо затягивать плечевые мышцы коротким ремнем. Левый ремень должен быть достаточно свободным, не теснить руку, чтобы кисть и пальцы оставались вполне свободными в своих движениях; лишь при разжиме инструмента кисть должна ощущать легкое натяжение ремня.
Исполнитель должен сидеть с некоторым поворотом (наискось) к слушателю, как бы с целью лучшего показа правой клавиатуры.

 

Постановка рук

 

 

Большой палец, охватывая гриф с задней стороны, во время игры свободно движется вместе с кистью, создавая своим положением точку опоры для работающей кисти и пальцев. Пальцы держатся на клавиатуре в полусогнутом положении, касаясь своими концами (подушечками) пуговок клавиш.

Самоучитель для баяна


Крайне вредно держать большой палец правой руки на ребре (канте) грифа или на рейке (деревянной накладке, иногда прикрепляемой с задней стороны грифа для упора большого пальца). При таком положении кисть сильно выгнута (запястье высоко приподнято), зажата судорожным изгибом пальца и лишена свободы движения, вызывая лишь механическое движение пальцев. Такой упор большого пальца на рейку или кант грифа вообще понижает чувство осязания в пальцах, столь необходимое каждому баянисту.

Курс игры на баяне


Левая рука, свободно согнутая в локте, продевается под ремень, пальцами ложится на клавиатуру и как бы охватывает левый полукорпус инструмента, поддерживая его в процессе игры, причем ладонь и большой палец упираются в сетку, создавая этим естественный упор при сжиме.