Талантливым русским мастерам и страстным пропагандистам гармоники посвящает автор эту книг
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга Альфреда Мартиновича Мирека «Из истории аккордеона и баяна» представляет собой интересное и нужное, в нашей стране пока первое основательное и широкое исследование в этой области. Изучение истории одного из самых распространенных инструментов (начиная с первых инструментов, в которых использовалось звучание свободно колеблющегося язычка, и до современных многорегистровых аккордеонов и баянов) получило в этой работе очень убедительное выражение. Здесь приведена масса материалов, совершенно необходимых для дальнейших изысканий в этом направлении. Отрадно, что автор сделал акцент на исследовании отечественной истории развития инструмента и дал характеристику становления в России индивидуального, артельного и затем промышленного производства всех разновидностей гармоники.
Изучение сохранившихся в музеях и у частных лиц образцов инструментов
различных мастеров и систем позволило автору дать читателю представление
о длительном процессе совершенствования гармоники в нашей стране, о достижениях
технической мысли, получивших затем распространение и за рубежом.
На основании рукописей, документов, старинных афиш, репродукций, фотографий,
материалов прессы, многочисленных школ и самоучителей автор смог воссоздать
картины жизни (биографии) и творческой деятельности мастеров и исполнителей
на гармониках, чьи усилия играли порой решающую роль в усовершенствовании
механики и звуковых качеств инструментов.
В работе А. М. Мирека идет речь и о возникновении ансамблей и оркестров,
о подлинно победном продвижении инструмента на профессиональную концертную
эстраду, об обогащении репертуара за счет все большего насыщения его произведениями
русских, зарубежных и советских классиков.
Нет сомнения в том, что книга вызовет интерес среди самых широких читательских
кругов, особенно среди исполнителей на аккордеонах и баянах, послужит
учебным пособием на отделениях народных инструментов музыкальных училищ
и консерваторий, что она составит основу новых, трудов по инструментоведению.
Т. Ф. МЮЛЛЕР,
доцент Московской ордена Ленина государственной консерватории имени П.
И, Чайковского
От автора
Гармоника, появившаяся в России сто тридцать с липшим лет назад, по достоинству
была оценена русским народом. Богатые художественно-выразительные возможности
принципа звукоизвлечения, на котором основана игра гармоники, задушевная
певучесть, способность (более совершенных моделей) быть близкими к звучанию
человеческого голоса привлекли внимание не только простого деревенского
слушателя, но и крупных композиторов и строгих ценителей искусства. «Высочайшая
похвала артисту», — писал Н. Г. Чернышевский,— если «в звуках его инструмента
слышится человеческий голос».
Такого звучания достигали в своем искусстве П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко,
А. Г. Тульский-Батищев и другие артисты прошлого, а сегодня покоряют слушателя
их наследники — советские исполнители.
Уместно напомнить, что развитие всякого искусства в буржуазных странах
происходит в постоянной борьбе прогрессивной демократической культуры
с культурой буржуазной, со всеми ее отклонениями и извращениями.
Как мы увидим на приведенных в этой книге примерах, с самого начала зарождения
исполнительского искусства на гармониках оно пошло по двум направлениям:
одни видели в гармонике оригинальный по форме и звучанию инструмент, которым
старались развлечь и удивить слушателя, занимаясь всякого рода трюкачеством,
голым техницизмом, грубой бесшабашной игрой, другие же относились к гармонике
с глубоким уважением, как к новому музыкальному инструменту, художественные
возможности которого очень богаты.
И в производстве различных видов гармоники, начиная от простых конструкций
и кончая современными сложными моделями, также выявились два направления:
одно — подход к инструментам как к массовому промышленному изделию, в
котором громкий, пронзительный звук сочетается с яркой, грубой отделкой,
другое — длительная, упорная работа над культурой звука в сочетании с
кропотливым совершенствованием внешней формы инструмента.
В среде аккордеонистов и баянистов, педагогов и учащихся музыкальных школ
и училищ, студентов консерваторий, а также большинства любителей уже давно
ощущается потребность в получении более основательных знаний об истории
появления и развития этих (инструментов. Думается, что такие сведения
окажутся полезными и для тех, кто занят их изготовлением и дальнейшим
усовершенствованием.