В.Лушников - Самоучитель игры на аккордеоне

Раздел I

Самоучители

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

 

 

НАЗВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ

 

 

Среди множества различных звуков (голоса птиц и животных, звон, стук, треск, грохот, скрип, шелест, шум, гул) есть звуки, имеющие определенную высоту. Они называются музыкальными. Их можно спеть, сыграть на музыкальном инструменте, записать нотами.
Музыкальные звуки имеют семь названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си— это семь основных ступеней музыкального звукоряда.
Пройдитесь ровным шагом, сопровождая ходьбу счетом: «раз-два»; «раз-два» и т. д. Затем вместо счета называйте: до-ре; ми-фа; соль-ля; си-до. И так несколько раз. Затем под ходьбу называйте звуки в обратном порядке: до-си; ля-соль; фа-ми; ре-до.

 

 

ВАШ АККОРДЕОН

 

 

Посмотрите на аккордеон. Вы видите два полукорпуса: один — с клавишной клавиатурой для игры правой рукой, другой — с кнопочной для игры левой рукой. Их соединяет складчатый мех, предназначенный для нагнетания воздуха к голосам.
Аккордеонные голоса — это тонкие и узкие продолговатые пластинки. От нажатия пальцем клавиши открывается клапан. Нагнетаемый мехом воздух устремляется через клапанное отверстие и приводит в колебательное движение голос. Так образуется на аккордеоне звук.

 

 

ПОСТАНОВКА

 

 

От правильной посадки исполнителя, установки инструмента, подгонки аккордеонных ремней и положения рук во время игры в немалой степени зависят результаты дальнейших занятий на инструменте.


На аккордеоне следует играть, сидя на жестком или полужестком стуле; высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Сядьте примерно на половину сиденья стула, чуть с наклоном вперед, не сутулясь. Для ощущения опоры и удобства ноги слегка расставьте.
Поставьте аккордеон на бедра. По отношению к туловищу он должен быть сдвинут влево настолько, чтобы правый полукорпус, который во время игры не должен смещаться, и частично мех опирались на левую ногу; его движущаяся часть — левый полукорпус при этом окажется на весу. Дополнительная устойчивость правого полукорпуса во время игры достигается упором грифа в бедро правой ноги. Рекомендуемая установка инструмента требует и соответствующей регулировки длины плечевых ремней: левый ремень должен быть значительно короче правого. Это обеспечит правильное положение инструмента во время игры и нормальную работу правой руки без излишнего изгиба в запястье. Не рекомендуется сидеть, откинувшись на спинку стула, а также придерживать аккордеон подбородком.



Обучение игре на аккордеоне
Для занятий по Самоучителю рекомендуются аккордеоны, имеющие не менее 34-х клавишей на правой клавиатуре и 80-ти кнопок на левой

Для того чтобы привести в движение мех, нужно продеть кисть левой руки под рабочий ремень левого полукорпуса. Скользящим движением ладони вверх-вниз проверьте его натяжение. Тесный ремень затрудняет движения пальцев во время игры, а слишком свободный — утомляет руку.
Положения рук, пальцев и кисти во время игры должны быть естественными. Обратите внимание на форму пальцев и кисти при свободно опущенной правой руке. Не изменяя этой формы и сохраняя свободное состояние руки, приблизьте кисть к клавиатуре. Для извлечения звука достаточно легкого нажима на клавиши

 

 

ДВИЖЕНИЕ МЕХА

 

 

Отстегните закрепляющие мех сверху и снизу застежки. Проденьте кисть левой руки под рабочий ремень, нажмите большим пальцем на кнопку воздушного клапана, плавно разожмите и сожмите мех. Мех ведите веерообразно, при этом Вы должны ощущать натяжение плечевых ремней; при разжиме — правого, при сжиме — левого. Если аккордеон устойчив — значит, плечевые ремни отрегулированы правильно. Нельзя помогать движению меха наклонами тела, движениями плеч, ног или оттягивать левый полукорпус вперед или вверх.
Упражнение. Нажав на воздушный клапан, производите разжим и сжим меха, сопровождая каждое движение равномерным счетом:

Самоучители для аккордеона

Не прерывайте счета при смене направления движения меха. Учитесь считать равномерно, беспрерывно, подобно ударам маятника больших часов.