Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона
Среди множества различных звуков (голоса птиц
и животных, звон, стук, треск, грохот, скрип, шелест, шум, гул) есть звуки,
имеющие определенную высоту. Они называются музыкальными. Их можно спеть,
сыграть на музыкальном инструменте, записать нотами.
Музыкальные звуки имеют семь названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си— это
семь основных ступеней музыкального звукоряда.
Пройдитесь ровным шагом, сопровождая ходьбу счетом: «раз-два»; «раз-два»
и т. д. Затем вместо счета называйте: до-ре; ми-фа; соль-ля; си-до. И
так несколько раз. Затем под ходьбу называйте звуки в обратном порядке:
до-си; ля-соль; фа-ми; ре-до.
Посмотрите на аккордеон. Вы видите два полукорпуса:
один — с клавишной клавиатурой для игры правой рукой, другой — с кнопочной
для игры левой рукой. Их соединяет складчатый мех, предназначенный для
нагнетания воздуха к голосам.
Аккордеонные голоса — это тонкие и узкие продолговатые пластинки. От нажатия
пальцем клавиши открывается клапан. Нагнетаемый мехом воздух устремляется
через клапанное отверстие и приводит в колебательное движение голос. Так
образуется на аккордеоне звук.
От правильной посадки исполнителя, установки инструмента, подгонки аккордеонных ремней и положения рук во время игры в немалой степени зависят результаты дальнейших занятий на инструменте.
На аккордеоне следует играть, сидя на жестком или полужестком стуле; высота
сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Сядьте примерно
на половину сиденья стула, чуть с наклоном вперед, не сутулясь. Для ощущения
опоры и удобства ноги слегка расставьте.
Поставьте аккордеон на бедра. По отношению к туловищу он должен быть сдвинут
влево настолько, чтобы правый полукорпус, который во время игры не должен
смещаться, и частично мех опирались на левую ногу; его движущаяся часть
— левый полукорпус при этом окажется на весу. Дополнительная устойчивость
правого полукорпуса во время игры достигается упором грифа в бедро правой
ноги. Рекомендуемая установка инструмента требует и соответствующей регулировки
длины плечевых ремней: левый ремень должен быть значительно короче правого.
Это обеспечит правильное положение инструмента во время игры и нормальную
работу правой руки без излишнего изгиба в запястье. Не рекомендуется сидеть,
откинувшись на спинку стула, а также придерживать аккордеон подбородком.
Для занятий по Самоучителю рекомендуются аккордеоны, имеющие не менее
34-х клавишей на правой клавиатуре и 80-ти кнопок на левой
Для того чтобы привести в движение мех, нужно продеть кисть
левой руки под рабочий ремень левого полукорпуса. Скользящим движением
ладони вверх-вниз проверьте его натяжение. Тесный ремень затрудняет движения
пальцев во время игры, а слишком свободный — утомляет руку.
Положения рук, пальцев и кисти во время игры должны быть естественными.
Обратите внимание на форму пальцев и кисти при свободно опущенной правой
руке. Не изменяя этой формы и сохраняя свободное состояние руки, приблизьте
кисть к клавиатуре. Для извлечения звука достаточно легкого нажима на
клавиши
Отстегните закрепляющие мех сверху и снизу
застежки. Проденьте кисть левой руки под рабочий ремень, нажмите большим
пальцем на кнопку воздушного клапана, плавно разожмите и сожмите мех.
Мех ведите веерообразно, при этом Вы должны ощущать натяжение плечевых
ремней; при разжиме — правого, при сжиме — левого. Если аккордеон устойчив
— значит, плечевые ремни отрегулированы правильно. Нельзя помогать движению
меха наклонами тела, движениями плеч, ног или оттягивать левый полукорпус
вперед или вверх.
Упражнение. Нажав на воздушный клапан, производите разжим и сжим меха,
сопровождая каждое движение равномерным счетом:
Не прерывайте счета при смене направления движения меха. Учитесь считать равномерно, беспрерывно, подобно ударам маятника больших часов.