В.Лушников - Школа игры на аккордеоне

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АККОРДЕОНЕ

Самоучители

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

 

 

Какой купить аккордеон

 

 

Инструмент должен соответствовать возрасту и физическим данным учащегося. Нельзя приобретать инструмент «на вырост»: у ребенка может исчезнуть всякое желание заниматься музыкой.
Размер аккордеона определяется количеством клавиш правой клавиатуры. Для занятий в музыкальной школе или музыкальном кружке рекомендуются аккордеоны с диапазоном правой клавиатуры не менее 34 клавиш (черных и белых).

 

 

Качество инструмента

 

 

Внешний вид инструмента не определяет его качества. Основными показателями хорошего качества аккордеона являются:
1) малый расход воздуха при игре: это проверяется игрой полнозвучных аккордов на правой и левой клавиатурах одновременно;
2) мгновенный «ответ» ('звучание) при самом слабом, чуть заметном движении меха; при резком движении меха звучание должно быть громким и также возникать сразу.
Количество регистров аккордеона является показателем его тембровых возможностей.

 

Устройство инструмента

 

 

Корпус аккордеона состоит из двух частей, соединенных мехом. Каждая часть корпуса имеет свою клавиатуру. Клавиатура из белых и черных клавиш предназначена для игры правой рукой. Вдоль правой клавиатуры расположены переключатели регистров. Включая тот или иной регистр, можно изменять тембровую окраску, насыщенность и высоту звука.
На другой части корпуса расположена кнопочная клавиатура для левой руки. Рядом с левой клавиатурой у многих аккордеонов также имеются регистры,
На правой клавиатуре обычно исполняется мелодия, на левой— аккомпанемент.
Мех, соединяющий правую и левую части корпуса, служит для нагнетания воздуха, который колеблет металлические голоса; в результате этого и возникает звук.

Устройство аккордеона
Рис.1

К правой части корпуса аккордеона прикреплены два плечевых ремня. При игре один надевается на правое, а другой—на левое плечо. Плечевые ремни обеспечивают устойчивость аккордеона во время игры. На крышке левой части корпуса имеется ремень, с помощью которого осуществляется движение меха.

 

О музыкальных занятиях

 

 

Занятия ребенка музыкой возлагают определенные обязанности и на родителей. Дети с гораздо большей охотой учатся, если родители проявляют интерес к их занятиям и к самой музыке. («Как мне нравится произведение, которое ты сейчас учишь, — говорит мама, — мне очень хотелось бы его послушать, когда ты выучишь его хорошо».)
В меру возможностей родители должны вместе с детьми посещать концерты, спектакли, оперы, читать книги о музыке и композиторах. Необходимо побуждать и самого учащегося к чтению такой литературы, а также к слушанию музыкальных радио- и телепередач.
Нужно создать условия для спокойных домашних занятий ребенка и помочь ему составить распорядок дня и недели.
В начальный период обучения родители могут оказать детям содействие и при выполнении заданий. Для этого надо познакомиться с требованиями педагога и методом занятий, посетив уроки в классе.

Следует поддерживать постоянную связь со школой и педагогом, проверять школьный дневник, осуществлять контроль за качеством и количеством занятий учащегося.

 

Самостоятельные (домашние) занятия учащегося

 

 

Для успешных занятий музыкой недостаточно одного стремления научиться играть, хотя увлеченность, интерес и являются основной движущей силой. Занятия музыкой — это труд, и тем более приятный, чем сильнее желание овладеть инструментом. Музыка дарит много радости лишь тому, кто много и настойчиво работает..
Важную роль играет правильный режим домашней работы. Необходимо заниматься регулярно каждый день. Учащийся должен приучить себя к строгому распорядку дня, отведя определенные часы для занятий музыкой. Заниматься нужно столько, чтобы результатами домашней работы был доволен и сам учащийся, и педагог. Время, необходимое для выполнения задания, зависит от прилежания и способностей ученика, но в среднем рекомендуется заниматься:
1-й год обучения — один-полтора часа в день
2-й —»— — полтора-два часа в день
3-й —»— — два —»—
4-й —»— — два-три —»—
5-й —»— — три —»—

Во время занятий ничто не должно отвлекать учащегося. Однако полное внимание сохраняется в течение непродолжительного времени: у детей, как правило,--не более 30 мин, у взрослых — 45 минут. Затем внимание рассеивается, появляется усталость. Работа идет успешнее, если через каждые 30—40 минут делать перерыв в 5—10 минут. (Более длительная пауза расхолаживает ученика, исчезает состояние «вработанности»). Можно заниматься в два приема в различное время дня.

 

Как заниматься

 

 

Желая дать ученику образец правильной работы, педагог часто строит урок так, как он рекомендует заниматься дома. В случае затруднений ученику бывает достаточно вспомнить урок, чтобы восстановить последовательность работы и выявить главное. Правильный метод занятий будет способствовать лучшему усвоению задания.
Успех занятий определяется не затраченным временем, а их содержанием, качеством. При меточной игре, плохом слышании текста, излишнем напряжении рук нельзя добиться хорошего исполнения, даже если заниматься целыми днями! Основной установкой должно быть: «У меня нет лишнего времени, чтобы играть с ошибками». Внимательность, сосредоточенность, целеустремленность явятся залогом успешной работы.