Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество
игры.
На аккордеоне следует играть сидя на жестком или полужестком стуле, расположившись
примерно на половине сиденья. Высота сиденья должна позволять ногам опираться
на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги.
Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном
вперед. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на
несколько точек опоры: на сиденье стула и ступни ног. Такая посадка обеспечивает
хороший контакт с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость
исполнителя (рис. 2в). Не рекомендуется сидеть откинувшись на спинку стула
(рис. 26), так как корпус тела и инструмент утрачивают устойчивость и
играющий быстро устает.
Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать
плечевые ремни. Если ремни слишком длинны, их следует подтянуть или укоротить.
Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя
свободы движений и стесняет дыхание. Правый плечевой ремень должен быть
значительно длиннее левого (рис. 3).
Рис. 3
Это позволяет сместить инструмент в левую сторону так, чтобы сомкнутый мех опирался на бедро левой ноги, а правая клавиатура была бы в поле зрения играющего и занимала положение, обеспечивающее спокойную работу правой руки без излишнего изгиба запястья (рис. 4, 5).
Рис.4 Правильное положение запястья
рис.5
Неправильное положение запястья при слишком длинном левом плечевом ремне
и коротком правом
Если у исполнителя покатые плечи, то ремни надо скреплять сзади соединительным ремешком (рис. 6).
Для большей устойчивости инструмент надо ставить на колени
отвесно. Бедро левой ноги должно быть параллельно полу (рис. 2в, г, д).
Правая нога занимает более свободное положение, располагаясь обычно несколько
ниже левой; можно выдвинуть ее вперед или, наоборот, отвести назад (рис.
2г, 7).
Ноги расставляются на различную ширину (рис. 8, 9). Гриф правой клавиатуры может упираться в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость инструмента при сжиме меха. Не следует придерживать инструмент подбородком.
Аккордеонист не должен постоянно смотреть на клавиатуру,
так как это заставляет держать инструмент в неправильном, наклонном положении,
в результате чего затрудняется применение 5-го пальца в нижней часта клавиатур,
и, кроме того, верхняя часть инструмента начинает давить на грудь играющего.