В.Лушников - Школа игры на аккордеоне

Самоучители

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

 

 

О ВЕДЕНИИ МЕХА

 

 

Ведение меха осуществляется левой рукой. Мех при игре движется веерообразно (рис. 10). Это облегчает равномерную подачу воздуха, необходимую для воспроизведения хорошего звука, и обеспечивает устойчивое положение инструмента во время игры. Веерообразное ведение адеха наиболее экономично, оно не требует больших усилий исполнителя.

Школа игры на аккордеоне



Необходимо поупражняться в правильном ведении меха, пользуясь яри этом воздушным клапаном или извлекая звуки на клавиатуре.
Аккордеон не должен сдвигаться вправо при сжиме меха и влево при разжиме.
Не следует помогать ведению меха движением ног или корпуса тела. Это затрудняет управление мехом и отрицательно сказывается на качестве звука и технике исполнения.
Способ ведения меха влияет на характер и силу звучания: плавное движение дает ровный звук, а при рывках возникают «выкрики»; слабому движению меха соответствует тихое звучание, интенсивному — громкое.
Нередко начинающие аккордеонисты вместо равномерного, постоянного ведения меха тянут его лишь в моменты нажима па клавиши. В результате образуются резкие, не связанные между собой звуки. (Подобное явление происходит и тогда, когда ученик, вместо того чтобы спокойно, плавно нажимать на клавиши, резко толкает их.)
Момент перемены направления движения меха должен быть почти незаметным для слуха. Недопустимо поддергивание меха перед сменой его направления, так как это приводит к нежелательному усилению («вспучиванию») звука, вроде набегающей волны.

Правильная смена меха —одно из важнейших условий грамотного исполнения музыкальных произведений. Учащийся должен знать, не только к а к менять мех, но и где лучше его сменить, чтобы не нарушить стройного течения мелодии. Нельзя менять мех на одном звуке, даже при первоначальном разборе пьесы. Смена меха осуществляется, как правило, между смысловыми отрезками произведения: фразами, предложениями. Чем быстрее темп, тем больший смысловой отрезок (или несколько отрезков) укладывается на движение меха в одну сторону («на один мех»). Например, если при первоначальном разучивании произведения в замедленном темпе на движение меха приходилась одна фраза, то в быстром темпе на «один мех» можно исполнить две фразы и более.
Не рекомендуется разводить и сводить мех до предела. Подвижную музыку (например, танцевального, маршеобразного характера) удобнее играть на «коротком» мехе. Произведения медленного темпа, с широкими фразами требуют «длинного» меха. В каждом конкретном случае надо искать наилучший вариант смены движения меха в соответствии с содержанием и характером пьесы.
Нежелательна смена меха на лиге или в середине фразы. Однако, если всю фразу нельзя исполнить на одно движение меха, можно произвести смену внутри фразы перед сильной долей такта, или перед акцентом, или в момент паузы.

Учащийся должен научиться ощущать во время управления мехом границы звучания «а разжим и сжим и регулировать подачу воздуха. Предвидя нехватку воздуха на последние звуки, можно несколько умерить динамику внутри фразы. Если же снижение динамики противоречит художественному смыслу, то нужно точнее рассчитать движение меха в предыдущем отрезке, а может быть, наметить новые или дополнительные места для смены движения меха.
В ряде случаев, во избежание нехватки меха на сжим, целесообразно начинать исполнение пьесы при частично разведенном мехе.
Мех по праву считается душою аккордеона. Умело пользуясь им, применяя то контрастное сопоставление нюансов, то едва заметную филировку звука, исполнитель достигает необходимого характера звучания и создает требуемое настроение.

 

 

Меховые знаки

 

 

Знак J —разжим меха, знак L —сжим меха. Знак /I/I означает начало игры на разжим при частично разведенном мехе. Количество «складок» у знака указывает относительную величину подготовительного запаса.

 

Руки аккордеониста во время игры

 

 

Конфигурация пальцев и кисти во время игры зависит от природного строения рук. Каждый исполнитель должен использовать свою естественную форму пальцев. Опустите свободную (расслабленную) правую руку. Обратите внимание на форму пальцев и кисти. Не изменяя этой формы и сохраняя свободное состояние руки, приблизьте кисть к клавиатуре. Кончики пальцев должны находиться ближе к черным клавишам. Расположение их у края клавиатуры затрудняет движение 1-го (большого) пальца, особенно на черных клавишах. Нельзя прогибать вовнутрь ногтевые фаланги. (Это обычно происходит от чрезмерного нажима на клавиши.)
Упругость клавиатуры невелика, и для извлечения звука достаточно легкого нажима на клавиши. Однако в процессе игры требуется постоянная смена активных и пассивных действий (нагрузок и разгрузок) рук—чередование работы мышц с их относительным отдыхом. Как правило, в момент нагрузки правой руки происходит и более активное движение левой — натяжение, нажим или рывок мехом.
Ощущение активных и пассивных действий рук легко выработать на простейших примерах:

Скачать ноты для аккордеона

Стрелками вниз указаны моменты нагрузки руки; пунктиром и стрелками вверх — моменты уменьшения и снятия нагрузки.
Левая рука аккордеониста выполняет одновременно две функции: ведет мех и исполняет свою партию. Длина ремня левой, части корпуса должна позволять руке свободно передвигаться вдоль всей левой клавиатуры. Однако чрезмерно длинный ремень заставляет руку изгибаться в запястье; длительная игра в таком положении приводит к переутомлению руки и болевым ощущениям.
Значительная высота кнопок левой клавиатуры позволяет исполнителю регулировать глубину нажима и тем самым в известной степени изменять силу звука.