В.Лушников - Школа игры на аккордеоне

Самоучители

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

 

 

ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА

 

 

Чтение нот с листа заключается в исполнении произведения по нотам без предварительного разбора. Это позволяет получить общее представление о произведении — о его характере, стиле, фактуре, технико-исполнительских особенностях и художественных достоинствах.
Данный вид работы возможен уже в начальный период, когда учащийся научился ориентироваться в нотном тексте и приобрел некоторые навыки игры.
Чтение пот активизирует внутренний слух. Вначале его роль сводится к контролю над извлеченными звуками. При известной начитанности (когда устанавливается связь между нотным текстом, звучанием и движением пальцев по клавиатуре) появляется опережающее предслышание, которое, в свою очередь, ускоряет процесс чтения и делает исполнение более качественным. Предслышание. обычно возникает при чтении произведений, в которых имеются знакомые обороты музыкальной речи. Чем больше нотного материала проработает учащийся, тем. больше знакомых оборотов встретит он в новом произведении и, следовательно, тем более легким станет чтение с листа. Тренированный взгляд будет уже следить не за отдельными звуками, а охватывать целые группы нот, что вызовет звуковой образ раньше воспроизведения его на инструменте. (Вот почему знакомая музыка читается легче и быстрее.) Для развития навыка предслышания необходимо чаще просматривать ноты изучаемых произведений (не играя), стараясь вспомнить знакомое звучание.
Умение читать ноты необходимо всем обучающимся музыке: это расширяет музыкальный кругозор, развивает слух, способствует освобождению исполнительского аппарата, выработке ориентации на клавиатуре.
Особенно большое значение имеет навык чтения в аккомпаниаторской практике аккордеониста, при игре в ансамбле, оркестре — словом, везде, где требуется квалифицированное исполнение по нотам без предварительного разучивания.


Методика работы
Первоначальное чтение более напоминает обычный разбор произведения. Лишь постепенно, по меде развития технических навыков, музыкально-слуховых представлений, связанных с нотным текстом, и ощущения клавиатуры, вырабатывается умение читать с листа. Однако заниматься чтением нужно с самого начала игры по нотам. Было бы ошибкой ограничиваться изучением лишь тех произведений, которые входят в программу,
В каждое домашнее задание надо включать ознакомление с новым текстом. Для этого можно использовать пьесы из разных разделов Школы.
Нотный текст для чтения должен быть легче разучиваемых произведений (необходимо учитывать трудность слухового восприятия и технического выполнения). Усложнять материал следует настолько постепенно, чтобы ученик «е испытывал затруднений.
Навык чтения с листа развивается быстрее, если в произведениях неоднократно встречаются одинаковые звуковые сочетания, ритмические фигуры. Поэтому педагог должен подбирать однородный материал, например пьесы или этюды в определенной тональности, на гаммообразное движение, на двойные ноты, форшлаги и т. д.

Полезно давать для чтения знакомую мелодию в новой тональности, а также исполнявшееся ранее произведение, которое учащийся не помнит наизусть.
Начинающим лучше сперва читать каждую партию отдельно. Одновременное чтение двух партий становится возможным лишь тогда, когда исполнение одной рукой уже не вызывает затруднений.
Необходимо приучаться к аккуратному и грамотному чтению — то есть соблюдению всех указаний, имеющихся в нотах.
Для лучшей ориентации в тексте необходимо предварительно просмотреть его, отмечая то, что не встречалось ранее.
Чтение с листа не должно быть механическим воспроизведением нотного теиста — надо стараться передать характер произведения.
Очень важна установка играть беспрерывно: это мобилизует внимание учащегося, способствует пред слышанию и предвосхищению необходимых движений, делает исполнение ритмичным. Выработке навыка беспрерывного исполнения очень помогает игра в ансамбле. Из произведений, помещенных в данной Школе, почти все, начиная со стр. 22, можно играть дуэтом (например, с педагогом).