Народная музыка Молдавии

Народная музыка

Танцы

Народная музыка, песни и танцы

 

 

Танцевальная музыка СССР
Песни и танцы Молдавии
для баяна или аккордеона
составитель И.Дубяга
"Музыка", 1977г.
номер 9450

содержание:

 

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

ПЕСНЯ О КОДРЯНУ. Обработка П. Лондонова
ПО ДОРОГЕ В КИШИНЕВ. Обработка О. Сосновского. Перевод А. Годова
ЦВЕТИК МИЛЫЙ МОЙ. Обработка Ю. Цибульской. Перевод А. Годова
МНЕ БЫ ЛЕСЕНКУ ДО НЕБА. Обработка Ю. Цибульской. Перевод Д. Виноградова
В ДОФТАНЕ. Обработка П. Лондонова
У ОДИНОКИХ ТОПОЛЕЙ. Обработка Ю. Акимова. Перевод А. Годова
ХОРОШО У НАС В КОЛХОЗЕ. Обработка Ю. Акимова
ИЛЯНА, МОЯ РАДОСТЬ. Обработка П. Лондонова

НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
XOPA. Обработка И. Дубяги
СЫРБА. Обработка И. Дубяги
ЖОК. Обработка Ю. Акимова
БЭТУТА. Обработка П. Лондонова
ЖОК МАРЕ. Обработка О. Сосновского
ОЛЯНДРА. Обработка О. Сосновского
ХАНГУ
ЫНВЫРТИТА. Обработка И. Дубяги
ДВА МОЛДАВСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦА:
1. Медленная хора. Обработка И. Дубяги
2. Быстрая сырба. Обработка И. Дубяги

ПЕСНИ МОЛДАВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
В. Сливинский. О МОЛДАВИЯ РОДНАЯ! Слова Г. Виеру. Перевод А. Годова
Д. Георгицэ. ВИНОГРАД МОЙ, КУСТ ПАХУЧИЙ. Слова П. Заднипру
Е. Дога. ХОРА ДРУЖБЫ. Слова И. Подоляну
Е. Дога. ВЕСЕЛАЯ СВАДЬБА. Слова Н. Чепраги. Перевод А. Годова
Ю. Цибульская. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Слова Г. Виеру. Перевод А. Годова

ТАНЦЫ МОЛДАВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
П. Сырбу. РУСЯСКА. Обработка О. Сосновского
А. Кучеровский. КАК У НАС В ЕДЕНЦАХ. Концертная хора. Обработка И. Дубяги
В. Раду. ВЕСЕННЯЯ ХОРА

Молдавская народная музыка для баяна Скачать ноты

 

Танцевальная музыка СССР
Художественной самодеятельности
Молдавские народные мелодии

в обработке для баяна или аккордеона
"Музыка", 1988г.
номер 3508

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Народная музыка Молдавии ярка и самобытна. Своеобразна ее мелодика, обогащенная красочной игрой ладов и расцвеченная орнаментикой, динамична ритмика. Эмоциональная, жизнерадостная молдавская музыка пользуется широкой популярностью, исполняется не только ансамблями и оркестрами, но и солистами-инструменталистами — в том числе баянистами и аккордеонистами.
Настоящее издание включает обработки песен и танцев, принадлежащих различным областям республики (неслучайно некоторые названия указывают на местность, в которой родился тот или иной танец,— например, «Хора из Перерыты», «Хора из Березложи» и др.). Большинство пьес сборника — веселые, задорные, танцевального склада. Среди них
выделяются массовые танцы: хора на 6/8, хора на 2/4, сырба, остропэц, которые полнее всего передают характер молдавского народа, его манеру веселиться.

Хора на 6/8 отличается плавностью, грациозностью. Ее мелодия, проникнутая вокальным началом и опирающаяся на мягкий, но упругий аккомпанемент, обычно изобилует мелизмами. Танцы типа хоры на 2/4— сдержанного характера; к этому типу
относятся жок, брыул, хангул, пынза. Напротив, танцы типа сырбы очень темпераментны и исполняются в быстром темпе. Весьма специфичен в ритмическом отношении свадебный танец остропэц (танец с приданым) на 7/16: третья доля каждого такта как бы растягивается по сравнению с двумя предыдущими. Эта несимметричность придает незатейливым мелодиям особую изысканность, создает настроение праздничного веселья.

В пьесах танцевального склада рекомендуется обратить большое внимание на ритмическую устойчивость, а также точную артикуляцию (особенно в штрихе нон легато). Смены меха должны соответствовать фразировке (по 4 или 8 тактов).
Особую проблему составляет молдавская народная мелизматика, импровизационная по своей природе. Чтобы облегчить исполнение, в некоторых пьесах сборника расшифровка мелизмов вписана непосредственно в нотный текст, иногда ее варианты даются отдельно, над нотной строкой. Приводимые расшифровки, конечно, не могут передать все тонкости импровизационного стиля игры, но все же дают музыканту определенные ориентиры.
Следует иметь в виду, что трактовка мелизмов в молдавской народной музыке отличается от классической. В частности, мордент даже при традиционной расшифровке играется быстрее и легче. Нередко мордент исполняется необычным образом:

Как играть молдавскую музыку

В приведенном примере следует обратить внимание на лигу, предписывающую снятие второго звука (при сохранении общего легато).
Возможны и другие варианты мордента — например, такой, при котором повторяется предыдущий звук мелодии:

Молдавские мелодии под баян

Исполняя все виды мордента, следует легко, как бы непроизвольно касаться клавишей, не нажимая их до упора. В результате между звуками возникает специфическая связь (впечатление одновременности звучания основного и вспомогательного тонов), что создает особый акустический эффект.
Трель в молдавской народной музыке также имеет различные варианты. В одних случаях она играется традиционно (на всем протяжении ноты), в других начинается с запозданием или, наоборот, укорачивается. Применяются и разные виды форшлагов; наряду с обычным вариантом возможны и более своеобразные (в настоящем сборнике они приводятся с расшифровкой), например:

Народная музыка Молдаввии для аккордеона

При исполнении форшлагов необходимо столь же легко, поверхностно касаться пальцами клавишей, как при игре мордентов, но с еще большей скоростью.
Разумеется, в кратком предисловии нельзя подробно обрисовать особенности молдавской народной музыки. Остается пожелать неопытным баянистам и аккордеонистам вслушаться в игру народных музыкантов, постараться перенять их специфическую манеру. Это поможет исполнителям верно передать дух молдавского фольклора.
В. Шаров

Колыбельная. Обработка В. Шарова
Кукушка. Обработка В. Шарова
Лист ореха. Обработка В. Шарова
Поцелуй меня, Мария! Обработка В. Острикова.
Солнечный закат в Матеуцах. Обработка В. Шарова
Брыулец. Обработка В. Шарова
Пойдем на хору! Обработка В. Шарова.
Танец овечек. Обработка В. Шарова.
Танец Кирьяка. Обработка В. Шарова.
Ну, сыграй ты мне на скрипке. Обработка В. Шарова
Танец Марии. Обработка В. Шарова
Любовь — не огненная река. Обработка В. Шарова
Игра девочек. Обработка В. Шарова.
Танец Кэтэнуцы. Обработка В. Шарова.
Танец Драгейкуцы. Обработка В. Шарова.
Хора. Обработка В. Шарова
Хора из Березложи. Обработка В. Шарова.
Сырба. Обработка В. Шарова
Козлятки. Обработка В. Шарова
Танец виноградарей. Обработка В. Шарова.
Танец косарей. Обработка В. Симонова.
Хора. Обработка В. Шарова
Хора из Миклеушен. Обработка В. Шарова.
Милый, светлоглазый. Обработка М. Брухиса.
Брыул из Селишты. Обработка С. Штаубера.
Свадебный танец. Обработка В. Шарова.
Сырба. Обработка М. Брухиса
Пынза. Обработка В. Симонова
Хора. Обработка С. Штаубера
Хора. Обработка В. Шарова
Хора. Обработка С. Штаубера
Хора из Перерыты. Обработка В. Шарова.
Сырба. Обработка В. Острикова
Танец Теадора Няги! Обработка М. Брухиса
Радость. Обработка И. Бирбрайера.
Женский танец. Обработка Л. Гнипеля.
Мокэнкуца. Обработка В. Шарова
Танец ветра (Сырба). Обработка В. Шарова
Хора. Обработка.А. Гнипеля
Хора. Обработка А. Гнипеля
Иленуца. Обработка А. Гнипеля
Танец мальчиков. Обработка И. Бирбрайера.
Хангул. Обработка А. Гнипеля
Хора. Обработка И. Бирбрайера
Хора. Обработка А. Гнипеля
Сырба из Скулен. Обработка В. Шарова.
Хора. Обработка С. Гонцы
Жок. Обработка В. Симонова
Девичья сырба. Обработка В. Симонова
Сырба. Обработка С. Штаубера
Сырба. Обработка В. Симонова
Остропэц. Обработка В. Острикова
Остропэц. Обработка С. Штаубера

Молдавская народная музыка для баяна Скачать ноты

Спасибо Юрию за сборник!

 

ДАНСУРЬ МОЛДОВЕНЕШТЬ - пентру баян сау аккордеон
Молдавские танцы

для баяна или аккордеона
Кишинев, 1968г.

содержание / купринс:

 

1. Жок. Обработка И. Вирбрайера.  
2. Пастушок. Обработка И. Бирбраейера.
3. Танец стариков. Обработка И. Бирбрайера
4. Свадьба. Обработка И. Бирбрайера
5. За свадебным столом. Обработка А. Воленберга
6. Ну-ка, хору! Обработка А. Воленберга.  
7. Сырба дружбы. Обработка А. Воленберга
8. Бригадир. Музыка С. Шапиро
9. Кушачок. Обработка Я. Рафаловича.
10. Олеандра. Обработка Я. Рафаловича
11. Хангу. Обработка И. Бирбрайера
12. Жок. Обработка И. Бирбрайера
13. Ынвыртита. Обработка И. Бирбрайера
14. Жок. Обработка А. Муляра. Переложение Я. Рафаловича
15. Молдавский танец. Музыка. С. Шапиро.
16. Хора. Музыка Л. Миску. Переложение В. Гуменного
17. Жок. Обработка В. Загуменного,
18. Свирель. Музыка С. Златова. Обработка И. Бирбрайера
19. У трех орехов, (хора). Музыка Г. Арсени
20. Молдовеняска. Обработка И. Бирбрайера
21. Молодежная сырба. Обработка А. Воленберга
22. Хора. Обработка А.Воленберга
23. Танец пастухов. Обработка А. Воленберга.
24. Большой жок и сырба. Музыка Д. Георгицэ. Обработка И. Бирбрайера
25. Старинная сырба. Обработка А. Воленберга
26. Большой жок. Переложение С. Златова. Обработка И. Бирбрайера
27. Бэтута. Музыка Г. Арсени
28. Сырба из Бендер. Музыка А. Воленберга.
29. Сырба. Обработка А. Воленберга.
30. Концертная хора. Обработка И. Бирбрайера.
31. Две хоры. Обработка В. Кротова
32. Бэтута. Обработка И. Бирбрайера
33. Большой жок. Обработка Д. Гершфельда. Переложение И. Бирбрайера
34. Танец мальчиков. Обработка Д. Гершфельда. Переложение И. Бирбрайера
35. Молдавская фантазия. Музыка С. Златова. Обработка для баяна И. Бирбрайера
36. Олеандра. Музыка П. Ривилиса. Переложение И. Бирбрайера.
37. Мельница. Музыка Д. Федова. Обработка для баяна В. Загуменного
38. Хора. Музыка С. Лунгула. Переложение для баяна или аккордеона В. Басюла
39. Жаворонок. Обработка Д. Федова. Переложение Я. Рафаловича
40. Сырба. Обработка В. Загуменного
41. Хора. Обработка для двух баянов П. Балана

Ноты к танцам Молдавии Скачать ноты

 

Ноты и текст песни pdf
Светик-Мариора

молдавская народная песня
обработка для голоса с фортепиано Гр.Лобачева
"Музгиз", 1949г.
номер м20665г

 

Русский текст А.Машистова, запись Е.Лебедевой

1. - Виноград расцвёл на диво, Светик- Мариора,
Что ж грустна ты, молчалива, Светик - Мариора?

- Песни пел в саду со мною Милый мой, желанный,
От меня ушёл весною Милый мой, желанный.

Ты весной меня покинул, Милый мой, желанный,
Из груди ты сердце вынул, Милый мой, желанный.

Знать, подругу позабыл ты, Милый мой, желанный,
Знать, другую полюбил ты, Милый мой, желанный.

2. - Зреют гроздья винограда, Светик - Мариора,
Не грусти, моя отрада, Светик- Мариора.

- Соком виноград нальётся, Светик- Мариора,
Скоро милый твой вернётся, Светик- Мариора.

Будем нынче с урожаем, Светик- Мариора,
Свадьбу весело сыграем, Светик-Мариора!

Ноты к молдавской песне Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!

 

Народная музыка Молдавии
Молдавские народные песни

обработка для хора без сопровождения П.Шербана
"Музгиз", 1955г.
номер м25352г

 

Девушка Мария-Мариора
Перевод с молдавского А.Глобы

Лист зелёный помидора,
Тай-лай, ла, ла, лай-ла!
Дорогая Мариора, Мариора, свет!
Жди с дороги, буду скоро,
Мариора, свет!
До вокзала провожала,
Тай- лай, ла, ла, лай-ла!
Обняла, поцеловала, Мариора, свет!
„Милый, не навек!" – сказала
Мариора, свет!
Мариора, цвет мой роза!
Тай- лай, ла, ла, лай-ла!
Кончится учёба скоро,-
Мариора, свет!
И комбайнер я колхоза,
Мариора, свет!
Лист зелёный помидора,
Тай- лай, ла, ла, лай- ла!
Дорогая Мариора, Мариора, свет!
Жди с дороги, буду скоро,
Мариора, свет!


Пастушок
Перевод В.Струева и Ю.Верниковской

Приходи к нам в хоровод,
Пастушок, пастушок!
Здесь тебя веселье ждёт,
Мой дружок, мой дружок!
Ты пригожий молодец,
Пастушок, пастушок!
Позабудь своих овец
На часок, на часок!
Зря в сторонке ты не стой,
Мы хотим сплясать с тобой!
Зря в сторонке ты не стой
Ты не стой, ты не стой!
Дай мне руку, милый друг,
Милый друг, милый друг!
Станем вместе в общий круг,
В общий круг, в общий круг!
Ты со мною попляши
Хоть разок, хоть разок!
Поцелую я тебя,
Пастушок, пастушок!

Песни Молдовы Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!