Хрестоматия педагогического репертуара баяниста

Выпуск 1

Ноты для начинающих

Ноты для музыкальных училищ и ВУЗов.
Как играть произведения, мелодии, песни

 

 

КРАТКИЕ КОММЕНТАРИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В. Золотарев (1942—1975). Хоральная прелюдия
Работая над Хоральной прелюдией, исполнителю следует позаботиться о ровности звучания аккордов, не допуская суетливости при переходе от одного к другому, о соблюдении размеренности движения музыки.
Необходимо также сосредоточить внимание на подготовке кульминаций, на филировке (такты 17, 25, 33) и аппликатуре (начало партии баса со вспомогательного ряда).

В. Зубицкий (род. 1953). Маленький гуцульский диптих
В пьесах, основанных на интонациях народной музыки, имитируется звучание различных музыкальных инструментов (трембиты, скрипки, литавр, флейты). В соответствии с этим необходим подбор различных приемов звукоизвлечения. Должное внимание следует уделить ритму, особенно сип-копам, в которых чаще должна акцентироваться первая доля,
Партию левой руки в Коломийке рекомендуем играть активно, четко, остро,

Б. Тищенко (род. 1939). Частушки
Для создания шутливого настроения необходим контраст за счет гибкости, подвижности, разнообразия ритма и штрихов партии правой руки и четкого однообразия партии левой.

 

 

В. Кобекин (род. 1947). Пять мимолетных картинок
Необычная музыкальная образность, интонационные, гармонические и метроритмические сложности цикла ставят перед баянистом значительные исполнительские задачи, в решении которых большую помощь могут оказать авторские ремарки. Рекомендуем исполнять картинки как цикл.

Е. Дербенко (род. 1949). Сонатина
В этом произведении следует обратить внимание на сложность сочетания гибкости в интонировании тематического материала с определенной статичностью ритмической пульсации аккомпанемента, проследить за выпуклостью проведения темы в местах появления подголосков (например, второе предложение главной партии).

И. Якушенко (род. 1932). Переборы
Особое место необходимо отвести работе над мехом, движения которого должны быть короткими и энергичными. Вместе с тем это не должно нарушать выразительности мелодической линии, ее пра-, вильной артикуляции и интонирования. Преодолеть технические трудности исполнителю будет легче при сжатом положении меха.

Л. Ревуцкий (1889—1977). Молдавская колыбельная
Рекомендуем обратить внимание на метрическую устойчивость, избегая суетливости и излишней, несмотря на довольно насыщенную фактуру, драматизации. Средние голоса играть мягко, слегка приглушенно, штрихом, приближающимся к легато. В 9—15 тактах и аналогичных им возможна подмена пальцев в верхнем голосе.

Ф. Козицкий (1893—1960). Три прелюдии
Оба голоса первой прелюдии имеют относительную самостоятельность. Поэтому целесообразно разучивать каждую партию отдельно, найдя в пей свою артикуляцию, фразировку, свою кульминацию.
Полифоническая фактура второй прелюдии (канон) обусловила еще большую самостоятельность голосов, что требует особого внимания к вопросам интонирования и артикуляции. Первые 8 тактов третьей прелюдии должны звучать торжественно-стройно, но не крикливо. Желательно выделение верхнего голоса. В последующих тактах необходимо активно провести тему в партии левой руки.

Е. Юцевич (1901 — 1988). Фуга
Следует обратить внимание на распевный характер пьесы, на точность выполнения штрихов в теме, на ясность ее проведения на протяжении всей фуги.

О. Мунтян (род. 1932). Молдавский танец № 1
Для достижения яркости исполнительского воплощения особенностей характера молдавской танцевально-инструментальной музыки необходимо точно выполнять штрихи, артикуляционные обозначения, мелизмы (перечеркнутые и не перечеркнутые форшлаги и нахшлаги и альтерированные трели), соблюдать ритмическую и темповую дисциплину.

Тонкая рябина. Русская народная песня в обработке Е. Дербенко
В тексте — значительное количество указаний смены темпа. Рекомендуем избегать крайних градаций темпов, чтобы не нарушать общей композиционной стройности произведения, его задушевного характера, плавного движения.

«У Харковi дощ iде». Украинская народная песня в обработке В. Гальчанского
Советуем сохранить общее «весеннее» настроение, ровный (без ускорений) темп, ясную артикуляцию и четкость штрихов. Часто встречающиеся в партии левой руки синкопы не должны «утяжелять» характер звучания и тормозить движение.


Три русские народные песни в обработке В. Хаперского
В пьесе использованы темы русских сибирских народных песен: «На калине белый цвет», «Приезжайте в гости к нам», «Ваталинка».
Приемы русской подголосочной полифонии, которыми успешно пользуется автор, требуют от исполнителя внимательного отношения ко всем голосам. В танцевальных эпизодах необходима штриховая четкость, активность, игровое начало.

П. И. Чайковский (1840—1893). Жалоба
Внимание исполнителя должно быть сконцентрировано на мелодии как носительнице образно-эмоционального начала. Сопровождение изложено главным образом в партии левой руки. Здесь исполнителю необходимо услышать два слоя музыкальной ткани: гармоническую основу и контрапунктические, достаточно самостоятельные мелодические линии. Появление элементов аккомпанемента в партии правой руки (такты 31—38) не должно нарушать мелодической и ритмической ровности.

Н. В. Лысенко (1842—1912). Юмореска
В работе над Юмореской необходимо стремиться к легкости и четкости штриха, ясности метрической организации и синхронности партий правой и левой руки, динамической контрастности

А. Лядов (1855—1914). Сарабанда
Работая над этим произведением, необходимо внимательно анализировать каждый голос отдельно, выявляя характерные особенности его структуры, выразительности, тщательно подбирая аппликатуру. Следует добиваться ритмической строгости, ровности звуковедения, эмоциональной насыщенности.

В. Ребиков (1866—1920). Наивный рассказ
Начало и окончание каждой фразы в партии правой руки следует исполнять без атаки, смягчать вторые доли во 2,4 и аналогичных тактах партии левой руки. Движение восьмых, особенно обозначенных точками с лигой, должно быть неторопливым.

И. С. Бах (1685—1750). Органная прелюдия и фуга си-бемоль мажор
Исполняя это произведение, необходимо обратить внимание на устойчивость темпа, ритмическую точность, соблюдение одинаковых штрихов темы фуги при проведении ее в различных голосах

 

 

Ф. Лист (1811 — 1886). Адажио
Для данного произведения характерна романтическая приподнятость, импровизационность, частая смена настроений. Тем не менее, на начальном этапе работы следует отдать предпочтение рациональному началу, кропотливой работе над ритмом, голосоведсиием, штрихами. И лишь после этого можно вносить необходимые агогические нюансы. Особое внимание следует уделить партии правой руки (выразительно проинтонировать мелодический голос и мягким туше исполнить нижние голоса)

С Франк (1822—1890). Три пьесы из цикла «Органист»
Исполнение этого цикла должно отличаться ровным звуковедением, ясным произношением голосов (особенно в аккордовой фактуре), правильной сменой движения меха на залигованных нотах.

Л. Кожелух (1747—1818). Пастораль
Главной заботой исполнителя здесь должно быть мягкое и связное исполнение, логичное интонирование фраз и более крупных построений, размеренное движение.

Г. Бреме (1904—1957). Прелюдия. Соч. 40
Основное внимание должно быть уделено ритмической структуре произведения, строгому соотношению длительностей в партиях правой и левой руки.

А. Аббот (род. 1938). Серенада
В данном произведении следует обратить внимание на сочетание рельефности мелодической линии и агогической изысканности партии правой руки с ритмической строгостью партии левой.
Весь музыкально-художественный материал, включенный в «Хрестоматию», предназначен для готово-выборного многотембрового баяна. Исполнение его на нетембровом инструменте требует соблюдения ряда условий, касающихся смены регистров. При регистрах, в состав которых входит «фагот» (то есть
с ремаркой loco) музыкальный материал следует переносить на октаву ниже. При регистровых обозначениях  © или О — играть как написано. Регистровое обозначение «пикколо» и ремарка loco требуют перемещения материала на октаву вверх. Все остальные регистры соответствуют нотной записи.