Творчество гармониста И.Плешивцева

Ноты для гармони

Уральские песни

 

Мелодии и тексты песен Ивана Плешивцева

 

 

Песни гармониста Плешивцева
Виталий Вольфович
Поющее сердце Урала
Творчество гармониста И.Плешивцева
Челябинск , 1992г.

содержание:

 

В 1988 году в музыкальной жизни Южного Урала произошло поистине беспрецедентное событие. Конечно, не из разряда тех, что, как говорят, соответствуют эффекту разорвавшейся бомбы, но по силе воздействия на слушателей оказавшееся весьма значительным, а главное — не ставшее мимолетным. Однако все по порядку.

В начале того года музыкальная редакция областного радио подготовила передачу о кыштымских гармонистах, среди которых был и Иван Антонович Плешивцев, исполнивший под гармонь русскую народную песню «Калина». Песня эта в музыкальных кругах была достаточно известной и поэтому при подготовке передачи особого внимания на себя не обратила. Но после того, как «Калина» прозвучала в эфире, случилось совершенно непредвиденное: от слушателей в музыкальную редакцию челябинского радио сплошным потоком пошли письма с просьбой обязательно повторить эту песню. Ее повторяли много раз, и чем больше она звучала в эфире, тем больше приходило новых писем: это были письма-исповеди, письма-раздумья. Писали не только на радио, но и на телевидение, в районные, городские и областные газеты.
«Калина» приобрела такую большую популярность, что в киосках звукозаписи она неожиданно, а главное — весьма успешно, стала конкурировать с самыми зазывными поп-шлягерами. Такого интереса к русской народной песне давно не было на Южном Урале.
Челябинка К. А. Назырова, к примеру, писала в «Челябинский рабочий»: «Купила в киоске звукозаписи сразу шесть песен Ивана Антоновича, очередь за ними выстояла. Дома всей семьей слушали раз пятнадцать—двадцать. Потом наши соседи пришли, снова слушали и все никак наслушаться вдоволь не могли. Какие хорошие песни он дарит людям, как проникновенно, с душой их исполняет! Вместе с ним хочется петь!»

Таких примеров удивительной влюбленности в песни И. Плешивцева можно привести десятки. А «Калина» не только стала «именной» песней кыштымского гармониста-самородка, но и вошла в каждый дом южноуральцев. Да что там говорить о земляках гармониста! Ее популярность перешагнула не только границы Урала, но и России. Сам Иван Антонович не без удивления рассказывает: «Был как-то с концертом в Уйском районе. Смотрю: в зале гости явно дальние, из-за рубежа. Меня представили. Оказалось, фермеры из Израиля приехали для каких-то деловых переговоров. Через переводчика ведем речь, и о чем7 думаете? О моей только что исполненной «Калине». У них, оказывается, ее тоже знают и поют. Вот тебе и «Калина — в речке тихая вода». «Калина» из Тель-Авива».
В чем же заключается сила воздействия этой простой, даже незатейливой песни, на людей? В чем секрет ее исполнителя И. Плешивцева?

Большинство народных песен имеет множество вариантов, и каждый из них вечно живой, оригинальный и неповторимый по своей красоте. Народные песни, подобно драгоценному камню, постоянно шлифуются и в процессе такой длительной обработки передаются из одной местности в соседнюю, от одного певца к другому, от поколения к поколению. Через все слои общества, через многие десятилетия и века идут они по жизни с народом и обязательно несут в себе образ своего творца. И чем более художественно одарен создатель, первый исполнитель, чем глубже постиг он тайны мастерства народного песнетворчества, тем сильнее и ярче его эмоциональное воздействие на слушателей.
Исполнительское мастерство певца — задушевность, простота, выразительность, естественность, манера пения — все это вопросы не только одной фольклористики, но и вопросы общемузыкальные. Давно замечено, что, когда мы слушаем песню, то первым делом обращаем внимание лишь на артистические качества музыканта. К другим слагаемым исполнительского процесса мы присматриваемся далеко не сразу, значительно позже, если вообще когда-нибудь обращаем на них внимание.
Затрагивая же вопрос об «именных» песнях, а «Калина» И. Плешивцева, безусловно, относится к таковым, мы должны отметить, что они отличаются прежде всего неповторимым-, высокохудожественным исполнением, а не какими-то особенностями самой песни. Так, и хорошо знакомая специалистам-фольклористам «Калина» в интерпретации И. Плешивцева вдруг неожиданно обрела совершенно новое звучание.

По всей стране кочует множество песен, очень похожих по содержанию, отличающихся друг от друга лишь небольшими деталями: количеством куплетов, отдельными словами. И часто тексты этих песен поются на разные мелодии. Одинаковые мелодии с разными текстами — большая редкость.
Как правило, к одним и тем же словам в различных местностях сочиняются разные напевы, а на одни и те же мелодии поются разные тексты в одной и той же местности. Таким образом, можно сказать, что тексты «путешествуют», а напевы ведут как бы оседлый образ жизни. Так получилось и с «Калиной» И. Плешивцева. Сам он с увлечением рассказывает: «Я знаю 15 или 17 вариантов этой песни, а их, наверное, еще больше. Один из них в 14 куплетов был у меня записан давным-давно. Я поехал как-то на родину в Казахстан, встретился с двоюродной сестрой. Она мне эту «Калину» напела, сказала, что от наших матерей ее много лет назад слышала. Я песню немного переделал: слова некоторые изменил и музыку другую подобрал».

Продолжение читайте в книге..

Творчество гармониста Плешивцева Скачать книгу

Спасибо Анне за сборник!