Литература, пособия для баяна и аккордеона

Самоучители

 

самоучители, книги, литература,
пособия для ДМШ, музыкальных училищ, ВУЗов

 

 

Скачать пособие
Аккордеонно - баянное исполнительство
вопросы методики, теории и истории
составитель О. Шаров
"Композитор", 2006г.
(pdf, 6 Мб)

содержание:

 

Издание «Аккордеонно-баянное исполнительство» — сборник научных статей преподавателей и выпускников кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н А Римского-Корсакова. В издании затронуты актуальные вопросы методики и теории современного исполнительства на баяне и аккордеоне, представлена историческая панорама становления и развития профессионального исполнительства на баяне и наследования баянистами великих традиций петербургской — ленинградской школы
Материалы сборника адресованы широкому кругу музыкантов, а также всем интересующимся проблемами современного аккордеонно-баянного исполнительства

От составителя

Данный сборник посвящен актуальным вопросам современного исполнительства на баяне и аккордеоне, что и обозначено в его названии. Авторы — преподаватели и выпускники кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской консерватории (академии) им. Н. А. Римского-Корсакова.
К проблемам методики относятся: статья профессора О. Шарова «О некоторых особенностях аппликатурного мышления на пяти- и шестирядном баяне», серьезное исследование преподавателя В. Орлова «Некоторые вопросы исполнения клавирных произведений ХVI-ХVIII веков на аккордеоне», а также работа старшего преподавателя В. Завирюхи «Меховые приемы в произведениях для баяна В. Власова».

Важные проблемы теории затронуты в актуальной статье доцента В. Игонина «О запоминании музыкальных произведений» и работе выпускницы консерватории И. Крючковой «Творчество Т. И. Лундквиста для баяна (аккордеона)». Несмотря на имеющиеся издания о Т. И. Лундквисте, статья И. Крючковой, написанная в 2002 г., содержит новые данные об этом выдающемся композиторе, включая ссылки на произведения, до сих пор не известные в России.
Важная историческая тема — «Баянно-аккордеонное профессиональное образование в Ленинграде в 30-50-х годах XX века» освещается в статье О. Шарова и В. Игонина. Здесь рассмотрены вопросы становления профессионального исполнительства на баяне и наследования баянистами великих традиций петербургской— ленинградской школы. Двадцатилетнему юбилею (1984— 2004) петербургского фестиваля «Музыка для баяна и аккордеона» посвящена работа профессора А. Дмитриева.
Авторы выражают благодарность коллегам факультета народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории, профессору Г. Преображенскому и преподавателю С. Гусеву за помощь в подготовке материалов для сборника.
Издание предназначено для широкого круга интересующихся вопросами баянно-аккордеонной методики, теории и истории исполнительства от ДМШ до вуза.

Скачать пособие Скачать издание

 

Пособие педагогам-баянистам
В.Завьялов
Баян и вопросы педагогики

методическое пособие
"Музыка", 1971г.

содержание:

 

Введение
РАЗДЕЛ I
Устройство и оснащение баяна
Мелкий ремонт баяна
РАЗДЕЛ II
Начальный период обучения игры на баяне.
Посадка исполнителя, постановка инструмента, расположение рук для игры на баяне
Первоначальное обучение игре на баяне
Некоторые задачи дальнейшего обучения
Аккомпанемент и транспонировка
РАЗДЕЛ III
Вопросы звукоизвлечения на баяне
Движения меха
РАЗДЕЛ IV
Некоторые вопросы развития технического мастерства баяниста.
Об упражнениях и этюдах
1 курс. Первое полугодие / Второе полугодие
2 курс. Первое полугодие / Второе полугодие
3 курс. Первое полугодие / Второе полугодие
4 курс. Первое полугодие
О скованности и освобождении от нее играющего на баяне
Аппликатура на баяне
Упражнения для игры пятипальцевой аппликатурой

Вопросы педагогики на баяне Скачать пособие

 

Совершенствование исполнительской техники pdf
А.Чиняков
Преодоление технических трудностей на баяне

"Музыка", 1982г.

содержание:

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Работа над совершенствованием исполнительской техники занимает важное место в учебном процессе и является предметом постоянной заботы педагогов и учащихся.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматривается ряд конкретных способов преодоления технических трудностей при игре на готовом и готово-выборном баяне. Автор подробно останавливается на методе вариантов, дает методические рекомендации, предлагает список сочинений, в которых имеются технические сложности.
Пособие рассчитано на баянистов-преподавателей, студентов институтов культуры и музыкальных училищ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Исполнительское мастерство баяниста, его общее музыкальное развитие и техническая подготовка тесно связаны с длительной работой над большим объемом музыкальной литературы.
Техническая оснащенность — пальцевая беглость, свободная координация движений рук, умение выбрать и правильно применить рациональную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др. — приобретается путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала.
Это, во-первых, работа над гаммами, арпеджио, аккордами — основными техническими формулами. Овладение ими способствует выработке определенных двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее осваиваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Кроме того, игра гамм расширяет общемузыкальные знания учащихся, способствует развитию чувства ладо-тональности. Работая над гаммами, арпеджио и аккордами, следует стремиться к их легкому и свободному исполнению в любых темпах, различными метроритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента.

Кроме того, очень важны и разнообразные упражнения, подобранные (сочиняемые) самими учащимися для отработки конкретных технически трудных мест в разучиваемых произведениях.
При работе над преодолением технических сложностей часто пользуются методом вычленения, то есть выучиванием отдельно взятых трудных эпизодов или тактов произведения. В таких случаях обычно повторяют неудобные переходы (связывая их с предыдущим и последующим), выделяют в медленном темпе то, что «забалтывается», стремясь к тому, чтобы все ноты звучали ровно, как в ритмическом, так и в звуковом отношениях.

В учебной музыкальной практике значительное распространение получил также метод вариантов, заключающийся во временном варьировании различными способами авторского текста. Из числа крупнейших музыкантов прошлого сторонниками его были Ф. Бузони, Ф. Лист. Л. Годовский, И. Гофман. Известный советский педагог и методист Г. Коган, говоря о методе вариантов, отмечал; «Технические варианты — не обязательный и не единственный из таких методов. Но нет оснований «принципиально» опорочивать этот прием работы, с пользой применяемый многими пианистами и педагогами». В баянной методической литературе этот метод специально не рассматривался. Исключением является брошюра В. Мотова и Л. Гаврилова «Работа над музыкальным произведением» (М., 1961, с. 51—53), где рассказывается лишь о некоторых приемах метода вариантов. В данном учебном пособии этот метод будет рассмотрен подробнее.

Преподавателям и студентам Скачать пособие

 

Сборник упражнений баянистам
В.Демченко
Технические упражнения для баяна

"Музыка", 1967г.
номер 3472

содержание:

 

Пособие систематизирует и обобщает материал, необходимый ученика ДМШ и училищ.
Содержит упражнения на основе аккордов, арпеджио, гамм. Программу работы учащихся.

Оглавление

Нотное издание pdf Скачать пособие