Программа танцевального вечера. Выпуск 3

Танцы для аккордеона или баяна

 

Описание танцев для баяна и аккордеона, ноты и как танцевать

 

 

Описание танцев

 

 

ВАЛЬС

На первый взгляд, может показаться, что вряд ли такой популярный танец, как вальс, нуждается в пояснениях. Тем не менее пояснения нужны. Часто забывают, что, несмотря на огромную популярность, вальс относится к категории трудных танцев. Достаточно исполнить его в темпе выше 60 тактов в минуту, как даже опытные танцоры будут испытывать явные затруднения. Кроме того, быстрый темп приводит к искажению плавного и мягкого характера танца. Вот почему рекомендуется исполнять вальс в темпе 50—60 тактов в минуту и не более.1,5—2 минут. Лучше лишний раз сыграть его на вечере танца, это доставит гораздо больше удовольствия.
Теперь несколько советов танцующим. Прежде всего о положении в паре. В вальсе не принято стоять близко друг к другу. Начиная вальс, партнер должен стоять спиной по ходу танца. Первый шаг партнера — с левой ноги: назад и влево, т. е. по диагонали назад; у партнерши — с правой, вперед.

Для того, чтобы разнообразить танец и избегнуть головокружения, почаще переходите на дорожку (променад) вальса, чередуйте правые повороты с левыми. При этом очень важно, чтобы эти переходы и чередования осуществлялись музыкально, — недостаточно только связывать движения с ритмом, необходимо подчинять композицию вальса мелодии. Переходите от правого поворота к левому и наоборот только с началом музыкальной фразы. Дорожка, как правило, не должна длиться больше 4 тактов Дорожкой очень удобно пользоваться при переходе от правого поворота к левому и наоборот. Обычно дорожкой венчают музыкальную фразу.
Например: 3 такта вальса вправо, 1 такт — дорожка, 3 такта вальса влево, 1 такт — дорожка. Если вы хотите сочетать дорожку с поворотом только в одну сторону, например, вправо, то дорожка длится четное число тактов. Например: 6 тактов — вальса, 2 такта (7 и 8) — дорожка, или, что лучше, 12 тактов — вальса и 4 такта — дорожка.
И последний совет. Для того, чтобы у вас не кружилась голова, не смотрите по сторонам, тем более на пол или на потолок. Смотреть надо только вперед по ходу танца.

 

ЛИПСИ

Танец липси прочно вошел в наш танцевальный репертуар. Мы уже настолько привыкли к нему, что даже не верится, что еще несколько лет назад его просто не существовало.
Дальнейшее развитие получают хореография и музыка липси. Появились новые движения и новые мелодии. В этом сборнике вы найдете очень интересное липси композитора В. М. Меркулова под названием «Пружинка». Название музыкальной пьесы всегда должно отвечать содержанию, характеру или, по крайней мере, отдельным ярким чертам произведения. Не всегда это удается сделать достаточно удачно. Что касается пьесы В. М. Меркулова, то она названа настолько точно, что создает  почти зрительное ощущение.
Липси — танец свободной композиции. Это значит, что достаточно выучить несколько простейших движений танца для того, чтобы вступить в круг танцующих. Ключом к нему является основное движение. Оно занимает один такт. Напомним, что в  такте липси — 6 четвертей. Темп 23—25 тактов в минуту. Все наши объяснения относятся к партнеру.

Движения партнерши аналогичны, но с другой ноги. Исходное положение показано на фото 1. Партнер — спиной к центру.
На счет 1 сделайте шаг левой ногой влево, в сторону. На счет 2 поднесите правую ногу к левой, но не вплотную (расстояние между ступнями примерно в полступни). Вес тела по-прежнему на ле вой ноге. Пятка правой ноги отделена от пола (фото 2). На счет 3 — шаг правой ногой в сторону, вправо. На счет 4 — поднесите левую к правой (без веса и не вплотную) (фото 3). На счет 5 — снова шаг левой ногой в сторону, влево, а на < чет 6 — приставьте вплотную правую ногу к левой, но теперь уже с переносом веса на обе ноги. Это и есть основное движение липси. Проделайте его несколько раз подряд, вначале без музыки, затем под музыку. Обратите внимание на то, что, когда нога подносится без веса, она соприкасается с полом только внутренней стороной стопы (см. фото 2). Проверьте: исполняя основное движение, вы должны продвигаться по ходу танца.
Все остальные движения липси строятся на основе только что разученного. Сейчас вам особенно легко исполнить следующее движение танца: на счет 1, 2, 3, 4 — все, как в основном движении, а на 5—6 партнерша делает полный поворот вправо на 360 градусов, под левой рукой партнера.
Теперь научимся чередовать основное движение с только что описанным: один такт — основное движение, следующий — с поворотом, опять —, основное, опять — поворот и т. д.
Не представит для вас труда и еще одно движение липси. Выучить его легко, а исполнение его очень разнообразит рисунок танца; описание его приводим впервые.
На счет 1, 2, 3, 4—все, как в основном движении, а на 5, 6 — два длинных шага назад, к центру зала, начиная с левой ноги: левой, правой. На следующий такт—все то же самое, но теперь два шага, начиная с левой ноги, направлены уже от центра зала. Проверьте: шаги от, центра и к центру строго перпендикулярны направлению основного движения
- И, наконец, выучим последнее движение — расхождение партнеров.

На счет 1, 2, 3, 4— первые четыре шага Основного движения. На 5, 6 — сделайте шаг вперед по ходу танца и приставьте правую ногу к левой (партнерша — левую к правой). Оба партнера после этого стоят рядом, лицом по ходу танца. Правая рука партнера и левая рука партнерши соединены (фото 4). Далее начинается расхождение: партнер — с левой ноги, партнерша — с правой на счет 1, 2, 3, 4 исполняют четыре шага основного движения, как бы расходясь на счет 1, 2 (фото 5) и приближаясь на 3, 4 друг к другу (фото 6). На счет 5 сделайте шаг по ходу танца, т. е. вперед и в сторону (партнер — левой ногой, партнерша — правой), становясь боком по ходу танца. На счет 6 — партнеры принимают обычное для липси положение в паре, подставляя правую ногу к левой (партнерша — левую к правой). Повторите сначала движение «расхождение». Проверьте: это движение занимает два такта.
Теперь свяжем все движения в одну комбинацию:
1 такт — основное движение;
2 такт — основное движение с поворотом партнерши;
3 такт — движение к центру зала;
4 такт — движение от центра зала;
5 такт — подготовка к расхождению партнеров;
6 такт — собственно расхождение и возвращение партнеров;
7, 8 такты — повторение 5 и 6 тактов, а затем все исполняется сначала. Вот вы и танцуете липси. Если хотите, то поменяйте порядок движений по своему вкусу. Это только разнообразит танец.
Нельзя ли подсказать еще какое-нибудь движение? Можно; На счет 1,2,3,4 — все как в основном, а на 5, 6 оба партнера, отпустив руки, поворачиваются в разные стороны, друг от друга на 360 градусов: партнер — влево, партнерша — вправо. Только поворачиваться надо не на месте, а с небольшим продвижением по ходу танца.
Танцуйте липси!'

 

 

 
ИСПАНСКИЙ ВАЛЬС

Многие любители танца, вероятно, заметили, что за последнее время почти исчез популярный в прошлом падеспань. Этот танец постепенно трансформировался до такой степени, что утратилась какая-либо связь не только с первоначальной формой падеспаня, но и с испанским танцем в целом.
Однако наш репертуар имел бы существенный пробел, если бы в нем не было танца на испанской основе. Балетмейстер Н. Хлюстина, не пытаясь реставрировать падеспань, создала совершенно новый танец под названием «испанский вальс». Это— полный блеска и динамики танец с характерными испанскими позами, дробями и пристукиваниями. Танцевать его надо энергично и четко, и, хотя он называется «испанский вальс», самой большой ошибкой. было бы исполнение его в характере обычного вальса. Это должен быть испанский танец с музыкальным размером — 3/4, а не вальс с испанскими интонациями.
Композиция танца состоит из двух фигур и занимает 16 тактов. Темп — не выше 63—66 тактов в минуту.

 

МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС

Из так называемых танцев западного происхождения медленный вальс отличается наибольшим благородством. Фокстроты образуют довольно пеструю семью: наряду с хорошими и интересными пьесами можно встретить и такие «произведения», которые не только не в ладах с мелосом, но и просто оскорбляют хороший музыкальный вкус. С медленными вальсами этого почти не случается.
С другой стороны, трудно найти другой танец, который искажался бы столь часто, как медленный вальс. Это происходит из-за смешения музыкальной формы устаревшего бостона с современной формой медленного вальса. Темп медленного вальса — 30—32 такта в минуту, бостона — 35—38 тактов в минуту. В медленном вальсе, по сравнению с бостоном, смягчено акцентирование первой четверти, зато характерным стало подчеркивание второй. Эти особенности полностью соответствуют 'хореографии танца; в бостоне первая четверть совпадала с длинным первым шагом; в медленном вальсе* основная танцевальная формула которого — шаг вперед, в сторону, приставить, — самый заметный — второй шаг, в сторону. Медленный вальс исполняется мягко и широко. В конце каждой второй и в начале третьей четверти следует подъем на полупальцы. Композиция — свободная.

БЫСТРЫЙ ФОКСТРОТ

Современный быстрый фокстрот — веселый жизнерадостный танец. Освободившись от скандированной тяжеловесности старых фоксмаршей, он стал более легким, подвижным и в тоже время ритмичным. Вот так и надо его исполнять. Чрезмерно «рубленый» ритм противопоказан стремительной свободе быстрого фокстрота. Темп — 45—50 тактов в минуту. Основная черта танца — длинные скользящие шаги с активным продвижением по ходу танца. Композиция — свободная.
КРАКОВЯК. Краковяк исполняется весело и задорно. Уже много десятилетий этот народный польский танец — неизменный завсегдатай наших балов, а интерес к нему нисколько не снизился.
Напомним вам самый простой вариант бального краковяка. Первые 4 такта — па-де-баск; партнер начинает с левой ноги, партнерша — с правой; 5 и 6 такты — три шага вперед по ходу танца и приставить ногу с ударом о пол. 7—8 такты тоже самое, но против хода танца. Следующие восемь тактов — вальс. Проще станцевать краковяк нельзя. Более подготовленные исполнители могут заменить шаги в 5, 6, 7, 8 тактах голубцами с притопом. Вся композиция бального краковяка занимает 16 тактов. Музыкальный размер — 2/4. Темп — 54—58 тактов в минуту.
ТАНГО. Танго — это аргентинский народный танец; ему не свойственна вялость й флегматичность. Танец должен звучать и исполняться энергично и четко, стаккатированно. Однако не следует впадать и.в другую крайность: острота не должна подменяться резкостью, темперамент"— развязностью.
Для танго характерны повороты в левую сторону, частый переход в положение променада, когда пара движется как бы боком по ходу танца. Темп танго — 32—35 тактов в минуту. Наиболее удобен темп — 33 такта в минуту.

МЕДЛЕННЫЙ ФОКСТРОТ

В отличие от танго медленный фокстрот исполняется легко и свободно, без подчеркивания ритма. Наиболее удобный для танца темп — 30—32 такта в минуту.
Танцуйте медленный фокстрот на широких шагах. Следите за четкостью приставок: пятка к пятке,-носок к носку, хотя частые приставки нехарактерны для медленного фокстрота. Танцевать медленный фокстрот на месте — неправильно.
БЛЮЗ. Для блюза характерен жесткий ритмический ход, так называемая «скандированная поступь», подчеркивание размера. Эта особенность блюза делает его очень удобным для не очень опытных танцоров, помогая связать шаги с музыкой. Темп блюза колеблется в значительном интервале. Наиболее удобен темп 30—35 тактов в минуту. В отличие от медленного фокстрота блюзу присущи приставки, шаги с задержкой. С известной оговоркой можно сказать, что тот танец, который исполняет огромное большинство под музыку фокстрота или танго, больше всего походит на блюз.

МОЛДАВСКАЯ ПОЛЬКА

Вот уже много лет молдавская полька пользуется неизменным успехом. Танец, поставленный Я. Романовским, не только не покидает бальные залы, но исполняется с каким-то особым радостным оживлением. Возможно, что особо взыскательные искусствоведы отметили, что в танце нет ни одного движения польки и что вообще форма польки не типична для молдавской музыки и хореографии. А танец любят. Любят потому, что, исполняя его, нельзя остаться равнодушным, за ритмическую выразительность и, наконец, за то, что каждый пусть на, несколько минут, чувствует себя участником праздничного молдавского жока.

И тем не менее над танцем нависла угроза: как бы ни была хороша музыка, под которую исполнялась молдавская полька, как бы органично она ни сплеталась с хореографией танца, она существовала в виде одной-единственной мелодии. Вальс бессмертен прежде всего потому, что в этой форме написаны тысячи пьес. Вот почему мы сегодня с удовольствием предлагаем новую молдавскую польку, сочиненную 3. Ю. Бинкиным. Она должна исполняться в полном соответствии с существующей формой танца. Начинается она с ярких акцентов на первую восьмую 1, 2, 5, 6 тактов, чему соответствуют удары ногой о пол у танцующих. Такие же акценты должны прозвучать в начале 13 и 14 тактов. 17—32 такты исполняются напевно и лирично. Особое внимание баянисты и танцующие должны обратить на точное и ритмически заостренное исполнение 23—26 и 29—32 тактов, чему в танце соответствуют батуты — молдавские дроби.
Темп танца быстрый — 60—64 такта в минуту. Вся композиция занимает 36 тактов музыкального сопровождения.

ПЕРТУТТИ

Пертутти — звучит довольно мудрено, а переводится очень просто — «для всех». Этот новый удивительно веселый жизнерадостный массовый танец подарили нам супруги Криста и Гельмуит Зейферт из ГДР, авторы популярного липси. Танец пользуется большим успехом у молодежи, и не удивительно, что во многих городах он включен в программы школ и кружков танца. Появились пертутти советских композиторов. Первой пьесой, написанной в темпе пертутти в нашей стране, была пьеса Олега Агафонова «Нашим друзьям». Сейчас мы вас знакомим с пертутти Бориса Карамышева под названием «Разгуляй». Разгугуляй — это маленькая и далеко, не  центральная площадь Москвы. Назвав так свою пьесу, композитор хотел показать, что танец уже хорошо знаком москвичам, что пертутти прочно вошел в московский быт, став его крохотной частицей.

Итак, начинаем знакомство с пертутти. Музыкальный размер — 4/4 (иногда 2/4). Темп — 75— 80 тактов в минуту.
В пертутти 6 фигур. Каждая из них занимает 4 такта (по 4/4). Кроме того, перед каждой фигурой исполняется часть «А», как ее условно называют авторы танца. Часть А также занимает четыре такта. Композиция танца выглядит так: А+1-я фигура, А+2-я фигура, А + З-я фигура и т. д. Порядок фигур может меняться по желанию распорядителя вечера. Кроме того, вовсе не обязательно знать все фигуры для того, чтобы танцевать пер тутти. Этим обстоятельством мы и воспользуемся
Часть А. Станьте в пару, как на фото 1 (Партнер— спиной к центру круга, партнерша—лицом). Часть А — это боковое передвижение. Каждый шаг занимает одну четверть. Партнер начинает с левой ноги, партнерша — с правой, т. е. оба партнера движутся по ходу танца. Итак, приготовились, начали: 1, 2, 3, 4 — шаг-приставить, шаг-приставить. На счет 5 — снова шаг в сторону, но на 6 — пауза, т. е. правая нога партнера отставлена в сторону и свободна от веса, как на (фото 2). На счет 7 — приставьте ногу с легким ударом о; пол. На счет 8 — пауза. Все это занимает два такта. Затем все это повторяется, но в другую сторону, против хода танца, разумеется, с другой ноги. Это займет еще два такта. Повторите движение в обе стороны, связывая его с музыкой и стараясь двигаться свободно и непринужденно. Теперь о руках. Руки движутся в ритме танца, естественно сгибаясь в локтях, как на фото 2, но на счет 7 руки выносятся вперед, навстречу партнеру, и хлопок должен совпасть с ударом ноги о пол (фото 3).

Первая фигура. Если вы выучите первую фигуру, то остальные не составят для вас труда. В первой фигуре четыре раза повторяют одно па. Одно такое па занимает один такт музыкального сопровождения. Тем, кто немного танцует, поможет такое замечание: начало этого па очень похоже на своеобразное шассэ. Исходное положение — фото 4. Все объяснения приводятся для партнера. Движения партнерши аналогичны, но с другой ноги. На счет «раз» сделайте шаг левой ногой вперед по ходу танца, одновременно поворачиваясь лицом по движению (фото 5). На счет «и» слегка подтяните правую ногу, оставляя ее по-прежнему сзади левой на низких полупальцах. На счет «два»— снова шаг вперед по ходу танца левой ногой. На счет «три», поворачиваясь на полупальцах левой ноги вправо (лицом к партнерше), одновременна приставьте к ней правую. Теперь партнеры находятся в исходном положении (фото 4), т. е. поворот совершается на 90 градусов. На счет «четыре» — пауза. Все движение исполняется весьма остро и четко, без подъема на полупальцы. Если это движение повторить четыре раза подряд (4 такта), то у вас получится первая фигура. Соедините часть А с первой фигурой.
Вторая фигура. После первой фигуры не трудно выучить вторую. Она также состоит из одного движения, которое повторяется четыре раза (четыре такта). Станьте в пару, как на фото 4. На счет «раз», «два» — точное повторение движений первой фигуры. На «три» — вынесите правую ногу вперед на каблук, без веса, как на фото 5. На «четыре» быстро и четко поставьте ее рядом с левой на носок, по-прежнему сохраняя вес на левой ноге (фото. 6). В следующем такте это движение повторяется, но уже с другой ноги (разумеется, уже другая нога выносится на каблук). Теперь можно танцевать пертутти. Для этого остается соединить все движения в такой последовательности: А+1-я фигура, А + 2-я фигура. Но если вас интересует третья фигура, то вы можете легко ею овладеть: для партнера это полное повторение второй фигуры, а партнерша, не меняя движений второй фигуры, поворачивается под левой рукой партнера (фото 7). За один такт -— полповорота. Только поворот надо делать не на месте, а с продвижением по ходу танца.
Но почему мы назвали пертутти массовым танцем? Оказывается, в пертутти каждую фигуру танцуют с другим партнером. Это делается так: любое число пар образует круг. При этом проследите за тем, чтобы интервалы между парами были не очень большими. Часть А и 1-я фигура исполняются, как обычно. Но в начале части А перед второй фигурой происходит смена партнеров. Для этого партнерши продолжают танцевать, как обычно, а партнеры, исполняя боковое движение влево (первая половина части А), движутся более энергично, чем в начале танца, и догоняют за два такта новую партнершу. В момент хлопка каждый стоит уже против новой партнерши, и вторая часть А, против хода танца, исполняется с новым партнером. С этим же партнером исполняется и вторая фигура. При повторении части А перед следующей фигурой снова происходит смена партнера и так до конца танца.

ЧЕШСКИЙ

Каких только полек не было в нашем репертуаре: белорусская, эстонская, латышская, молдавская и др. Но никогда еще у нас не было польки столь близкой народному чешскому танцу, как созданный О. Буланцевой новый танец под названием — чешский.
Эта полька отличается от привычного звучания бесчисленных бальных полек подчеркнутой акцентировкой 1 и 3 восьмой и более медленным темпом — 44—46 тактов в минуту, против 60 и выше для большинства других. Вся композиция занимает 32 такта. 25—32 такты исполняются оживленней — примерно 48 тактов в минуту. При описании мы исходим из того, что основные движения обычной польки известны читателю.

Первая фигура (16 тактов). Сделайте три небольших шага вперед: левой, правой, левой и легкий подскок на левой. Затем — три шага, начиная с правой ноги, и подскок — теперь уже на правой ноге. Считайте при этом так: «раз, два, три, подскок; раз, два, три, подскок». Или, как обычно в польках: «раз и два и». Подскок приходится на второе «и». В момент подскока свободная от веса нога сгибается в колене. Проделайте это движение еще несколько раз подряд, но теперь уже более ритмично и с акцентом на счет «раз», то есть шаг на счет «раз» делается с легким ударом, о пол. Проверьте — то, что вы выучили, фактически обыкновенный шаг польки, только в обычной польке свободная от веса нога вытягивается, а здесь наоборот — сгибается, кроме того, нет обычного подскока из-за такта в начале танца.
Станьте в пару, как на фото 1. Первые четыре такта партнеры движутся вперед по ходу танца, исполняя только что разученное движение. За 4 такта — 4 движения. Партнер начинает с левой ноги, партнерша — с правой. Во время первого
такта партнеры слегка поворачиваются друг от друга, как на фото 2; во втором такте — друг к другу, как на фото 3; третий такт — снова друг от друга;
четвертый такт — партнеры делают притоп, поворачиваясь друг к другу лицом.
На 5, 6, 7 такты они, исполняя шаг с каблука, поворачиваются друг от друга (фото 4). Партнер начинает с левой ноги и делает полный поворот влево. Партнерша начинает с правой ноги и делает полный поворот вправо. Шаг с каблука—очень простое и интересное движение. На счет «раз» вынесите левую ногу вперед на каблук, сохраняя вес на опорной правой. На счет «и» — остро, с акцентом, опуститесь на всю ступню левой, слегка сгибая ногу в колене. На счет «два» вынесите правую ногу вперед на каблук, выпрямляя колени и т. д.
Итак, сделав за 5, 6, 7 такты 6 шагов с каблука, партнеры оказались друг против друга. На 8 такт исполняется притоп. На последующие 8 тактов (9—16) повторяются движения 1—8 тактов. Только поворот на шаге с каблука идет в другую сторону: партнер с правой ноги — вправо, партнерша — с левой ноги влево (фото 5).

Вторая фигура (8 тактов). В этой фигуре партнеру почти не приходится танцевать. Здесь солирует партнерша. Партнер на счет «раз» 17 такта принимает позу, как на фото 6, и сохраняет ее на протяжении 17, 18, 19 тактов. Партнерша, начиная с левой ноги, поворачивается через левое плечо и, делая полный поворот влево, к партнеру, принимает позу, показанную на фото 7., Во время поворота руки партнеров соединены. Правую руку партнерша переносит поверх соединенных рук. Затем партнерша «раскручивается», поворачиваясь вправо с правой ноги. Попробуем это выполнить.
Станьте лицом по ходу танца. Правая рука партнера и левая партнерши соединены. Партнеры находятся друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Партнерша делает шаг левой ногой с поворотом, шаг — правой, продолжая поворот, снова шаг левой, заканчивая поворот, и выносит правую ногу, на каблук. Это займет два такта — 17 и 18. Затем, повторяя эти движения, партнерша удаляется от партнера, как бы раскручиваясь, то есть шаг правой ногой с поворотом вправо, шаг левой, продолжая поворот, но вместо того, чтобы вынести ногу, партнерша делает притоп. На это также уходит два такта -г- 19 и 20. Партнер на 20 такт также делает притоп.
Все это полностью повторяется в последующие четыре такта — 20—24. Однако это упрощенный вариант. Для того чтобы придать этой фигуре законченный вид, партнерше надо, поворачиваясь, делать шаги с подскоком, то есть шаг левой — подскок на ней, шаг правой — подскок, шаг левой — вынести правую. В обратную сторону аналогично. На фото 6 показано положение после шага левой ногой и подскока.

Третья фигура (8 тактов). Партнеры принимают позу, показанную на фото 8 (обе руки партнера на талии партнерши), и кружатся, исполняя па польки с поворотом по ходу часовой стрелки. Как ив обычной польке, этот поворот сопровождается продвижением по ходу танца. За 25 и 26* такты исполняется один полный поворот. Партнер начинает с левой ноги, партнерша — с правой.
Затем, не меняя позы, танцующие делают два галопа по ходу танца (энергичное боковое продвижение). Партнер начинает галоп  с левой  ноги, партнерша — с правой. Это занимает 27 такт. На 28 такт следует притоп. Во время исполнения галопа и притопа партнер движется спиной к центру круга. На последние четыре такта танца — 29—32 танцующие повторяют движения 25—28 тактов, т. е. поворот и два галопа с притопом.

ДРУЖБА

Танец дружба — это ритмичные ходы острые акценты, внезапные перебежки, четкие удары каблуков и современные интонации. Темпераментность и подтянутость, лиричность и динамика навеяны песнями и танцами свободолюбивого кубинского народа.
По своему ритму дружба не похожа на фокстрот или румбу. У дружбы, как и у липси, свой ритм. Метро-ритмические характеристики дружбы наиболее родственны темпу бегина. В темпе дружбы написали пьесы многие композиторы. Б. Карамышев, Н. Минх, Я. Френкель и И. Шахов, Б. Троцюк, В. Меркулов, Л. Лядова, Э. Арутюнян, Д. Львов-Компанеец, И. Чайкин, Е. Рохлин — и это далеко не полный перечень авторов. В нашем сборнике вы найдете дружбу Б. Троцюка под названием «Амистад».
Что же представляет собой этот танец? Дружба состоит из десятков различных па. Причем каждый из танцующих может сочетать их в любой последовательности, свободно варьировать их. Выберем из множества движений несколько простейших и разучим их. Темп дружбы — 48—50 тактов в минуту; музыкальный размер — 4/4.
Первая фигура (8 тактов). Станьте в пару, как на фото 1. Партнер спиной к центру круга. Это положение не меняется на протяжении всей первой фигуры, при исполнении которой пара движется боком по ходу танца. Всё движения подчеркнуто ритмичные. Ноги почти не отрываются от пола. Каждый шаг занимает одну четверть, один счет.

Начнем танцевать. Партнер начинает с левой ноги, партнерша — с правой. Все описания приводятся для партнера. Движения "партнерши аналогичны, но с другой ноги. Схема основного движения очень проста: два шага по ходу танца, два — против. На счет «раз» — шаг левой ногой в сторону, по ходу танца (фото 2). На «два» — приставьте правую. На «три» — снова шаг левой ногой в сторону, на «четыре» — приставить правую. Затем все то же самое вправо: шаг правой ногой в сторону (против хода танца), подставить левую, снова шаг правой ногой в сторону и приставить левую, но на этот раз с сильным ударом о пол. Все это занимает два такта. В первой фигуре это движение повторяется три раза подряд (6 тактов), а на 7 и 8 такты партнеры движутся боком по ходу танца: шаг левой ногой — приставить правую, и так 4 раза подряд. Поскольку продвижение должно быть энергичным, шаги здесь более длинные, чем в первых шести тактах.

Вторая фигура (8 тактов) — Орнамент. Сделайте шаг левой ногой в сторону, по ходу танца, приставьте к ней правую, сделайте длинный шаг к центру зала левой ногой (фото 3),. затем правой (фото 4). Далее, шаг левой ногой точно в сторону (влево), приставьте правую и сделайте два длинных шага от центра; левой, правой. После чего движения повторяются сначала. Значит, схема такая: шаг в сторону — приставить, два шага назад; шаг в сторону — приставить, два шага вперед. Вот и получился орнамент. Для того, чтобы эта схема превратилась в фигуру танца, необходимо выполнить дополнительные условия. Начнем с того, что свяжем движения с музыкой. Здесь ритм такой: быстро, быстро, медленно, медленно; быстро, быстро, медленно, медленно. Быстро — это четверть, медленно — две четверти. Значит, боковые шаги исполняются быстро к центру и от центра — медленно. Кстати, чем меньше по размеру боковые шаги, тем красивее выглядит вся фигура. И, наконец, последнее: медленные шаги (к центру и от центра) исполняются так: нога ставится на низкие полупальцы. Пятка слегка отделена от пола, колено чуть согнуто (фото 3). Сам шаг занимает одну четверть и одна четверть приходится на паузу. В конце паузы следует акцент за счет резкого опускания пятки с ударом об пол. Исполните орнамент два раза подряд — это займет у вас 6 тактов, а на 7 и 8 такты сделайте 4 энергичных шага, как в конце первой фигуры, но, на этот раз, с поворотом на месте против движения часовой стрелки на 360 градусов. Партнеру надо уменьшить размеры шагов, иначе трудно будет повернуться в паре. Еще лучше, для облегчения поворота, партнеру заносить левую ногу на полупальцы, за правую, как на фото 5. После поворота переходите на первую фигуру.
Вот вы и танцуете дружбу!
Леонид Школьников

Фотографии и ноты смотрите в сборнике