Произведения для баяна

Баян в музыкальном училище

Ноты для студентов посложнее

 

 

Сложные для училища или консерватории
Произведения для баяна
тетрадь 2
для студентов-заочников музыкальных училищ и консерваторий
составил и переложил Л.Горенко
"Музична Украiна", 1968г.

содержание:

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Н. Лысенко. Вальс

Вальс написан в сложной трехчастной форме. Вступление исполняется взволнованно (agitato), решительно (risoluto), с динамическим подъемом. После вступления начинается произведение в обычном для вальса темпе (Tempo di Valse). Первая часть представляет собой период, состоящий из двух предложений (такты 8—15 и 16—23). Как первое, так и второе предложение построено из трех фраз. Первые две фразы состоят из двух тактов, а третья — из четырех.
Исполняется эта часть изящно и очень деликатно (assai delicato).
Движение мелодии должно быть направлено к интонационным точкам фраз, которые поддерживаются звучанием баса партии левой руки. В первой фразе такой точкой будет нота ми второй октавы (такт 9), во второй—нота ля второй октавы (такт 11), в третьей — нота ля второй октавы (такт 15).
Кульминация первого предложения находится в 15 такте, а периода — в 22-ом.
Важно, чтобы кульминация периода прозвучала ярче и убедительнее кульминации предложения.
В аккомпанементе необходимо добиваться легкости и ровности в звучании.
Смену направления движения меха целесообразно делать по фразам, в данном случае, на разжим—две фразы (такты 8—11), на сжим — одну (такты 12—15).

Второй период (такты 25—40) состоит из шестнадцати тактов. Внезапная смена фактуры и динамики (фортиссимо) меняет характер произведения. Аккорды в правой руке исполняются энергично. Все акценты подчеркиваются движением меха.
Скачки, встречающиеся в партии левой руки, следует поучить отдельно.
Мелодия второго предложения появляется в среднем голосе (такты 33—34). Она исполняется штрихом легато, а аккорды берутся мягкими, но не расслабленными пальцами —нон легато.
Во второй вольте встречаются аккорды широкого расположения. Их легко исполнить, применяя большой палец правой руки.
Третья часть представляет собой повторение первой.
Средняя часть произведения состоит из двух построений. Первое написано в тональности ми минор, а второе в ми мажоре. Характер музыки первого построения нежный (dolce), задумчивый.
Технически эта часть не представляет собой трудности. Основное внимание исполнителя должно быть направлено на выразительное звучание мелодии. Между фразами необходимо делать цезуры.
Начиная с первой ноты этой фразы, мелодия движется к интонационной точке — соль второй октавы (такт 64). Подход к ней (крещендо) и спад (диминуэндо) должен быть динамически плавным.
Вторую фразу (такт 66) также необходимо начинать с пианиссимо и вести к интонационной точке, которая находится в 69 такте. Кульминация предложения находится в 73 такте. Динамический подход к ней должен быть яркий и убедительный.
Второе предложение (с 77 такта) звучит с подъемом и в своем развитии приводит к кульминации всего произведения (такт 87).
Второе построение средней части, как уже было сказано, написано в тональности ми мажор. Это создает более светлое настроение.
Первые два такта (95—96) следует исполнить двумя штрихами: верхний голос — легато, а нижний — нон легато.
Напевность мелодии поддерживается упругим аккомпанементом, который исполняется штрихом нон легато.

 
Б. Лятошинский. Сюита для фортепиано

Сюита для фортепиано состоит из трех частей:
1. Andante sostenuto,
2. Lento tenebroso,
3. Moderato con moto e sempre ben ritmico. Эпиграфом к каждой части послужили строки стихов
Т. Г. Шевченко.
Музыка сюиты проникнута тоской по покинутой Украине, окутанной смертью и разорением, мечтой о будущей мирной жизни на обновленной земле. Здесь слышатся народнопесенные интонации.
На всем протяжении третьей части автор использует остинатную фигуру в басу; в ее ритмической настойчивости чувствуется и суровая решительность, и непреклонная воля.

Произведение исполняется в умеренном темпе, с движением, однако все время ритмично (Moderato con moto е sempre ben ritmico).
Начинается сюита мелодико-фигурационным движением баса, исполняемого штрихом нон легато. Затем появляется тема печального "задумчивого характера. Проведение в разных регистрах придает ей различную окраску.
Начиная с 42 такта, в произведении встречается полиритмия. Здесь необходимо уметь одновременно и независимо слышать обе ритмические группы. Для этого сначала поучите отдельно партии правой и левой руки в строго одинаковом темпе (все время чередуя игру правой и левой рукой), а затем соедините их.
Для усвоения полиритмии полезно поучить этюд Ф. Шопена № 25 в переложении для баяна, только аккомпанемент исполняйте не четвертными, а восьмыми нотами. Этот этюд находится в сборнике «Альбом баяниста». («Мистецтво», 1964).
Начиная с 37 такта, каждый аккорд темы подчеркивается движением меха.
Внезапная смена динамики приводит к изменению характера произведения (такт 46). Остинатная фигура теперь звучит в мелодии несколько жалобно и печально. Органный пункт в басу (ноту до-диез) (такты 46—49) следует брать неполным прижатием клавиш, чтобы не заглушалась мелодия правой руки.
Таким же приемом следует исполнить и ноту фа-диез (такты 50—54). Переход темы из среднего голоса (такт 50) в верхний сопровождается постепенным динамическим нарастанием, которое приводит к кульминации всего произведения (такты 78-—83).
Все аккорды в кульминации исполняются штрихом маркато с большой динамической силой (fff).

 
Л. Булгаков. Прелюдия

Прелюдия Л. Булгакова написана в трехчастной форме. Начинается произведение в спокойном темпе (Andante), широкой напевной мелодией задумчивого характера. Тема исполняется штрихом легатиссимо.
Первое предложение состоит из двух фраз (такты 1—5 и 6—9). Движение мелодии как в первой, так и зо второй фразе направлено к интонационным точкам. В первой фразе к ноте си-бемоль (такт 4), во второй — к ноте си второй октавы (такт 8). Благодаря появлению подголоска кульминация второй фразы звучит более напряженно, чем первая.
Движение меха в этом предложении должно быть плавным и ровным.
Второе предложение (такты 10—18) носит шуточно-танцевальный характер (giocoso — игриво). С 10 по 17 такты следует исполнять штрихом нон легато, а затем легато. Характер музыки требует небольшого отклонения от темпа, движения вперед к кульминации, которая находится в 14 такте. Затем постепенное замедление (placando — успокоение) приводит ко второму периоду.
Первое предложение второго периода (такты 19—27) является кульминацией всего произведения. Оно исполняется выразительно (espressivo), динамически ярко.

Во втором предложении (такты 28—36) резко меняется характер произведения. Музыка здесь игривая, с оттенком юмора, поэтому исполнение требует некоторого отклонения от темпа (tempo rubato). К концу предложения характер музыки становится более спокойный (placando), приводящий к заключительной третьей части.
В 29 и 31 тактах встречаются рядом стоящие ритмические фигуры: секстоль — септоль и секстоль — квин-толь.
Для усвоения точного ритма рекомендуем поучить гаммы, чередуя секстоль с септолью и секстоль с квин-
толью. Например, играя гаммы на первую четверть исполнить секстоль. а на вторую септоль. Таким же образом поиграть секстоль с квинтолью.
Заканчивается произведение повторением темы первого периода с небольшим заключением. Мелодия здесь звучит нежно (dolce), как воспоминание о прошлом.
Большое внимание в этом произведении следует уделить аккомпанементу. Исполнителю следует добиваться мягкости и ровности в звучании аккордов, для этого пальцы левой руки опускаются на клавиатуру без удара.
Встречающиеся скачки в партии левой руки рекомендуем поучить отдельно.

 
Н. Паганини — Ф. Крейслер. Кампанелла

Третья часть второго скрипичного концерта Н. Паганини привлекала внимание многих композиторов. Ф. Лист был настолько захвачен данной пьесой, когда услышал ее в исполнении Паганини, что сделал транскрипцию для фортепиано. Большое распространение получила обработка Ф. Крейслера для скрипки и фортепиано.
Слово «кампанелла» в переводе на русский язык означает колокольчик.
Написано это произведение в форме рондо.
Исполнение кампанеллы требует хорошей технической подготовки и владения штрихами.
Главная тема исполняется легко, изящно, штрихом стаккато, но ни в коем случае не стаккатиссимо, так как это приведет к искажению характера произведения. Пальцы правой руки при этом штрихе поднимаются над клавиатурой с минимальной высотой.
Во втором и шестом тактах темы обратите внимание на правильность исполнения залигованных нот до-диез— фа-диез, Нота до-диез должна звучать несколько ярче.

В аккомпанементе следует добиваться легкости и ровности, чтобы звучание в обеих партиях было совершенно одинаковым.
Второй период исполняется менее подвижно (meno mosso), штрихом стаккато. В этом периоде допустимо более свободное исполнение (rubato). Двухтактные фразы, которые начинаются с уменьшенных аккордов, следует исполнять с некоторой «оттяжкой», это придаст исполнению более гибкий характер.
Для четкости и ровности все первые ноты из группы тридцать вторых следует брать атакированным звуком. В аккомпанементе необходимо добиваться мягкого звучания.
С 17 такта исполнитель должен войти в первоначальный темп (Tempo 1). Напевный характер музыки достигается штрихом легато. Указанная в тексте аппликатура поможет решить поставленную задачу.
В 24 такте октавный пассаж, исполняемый штрихом нон легато, представляет собой определенную техническую трудность. Полезно поработать над си минорной гаммой, играя ее в октаву на нон легато-как с применением большою пальца правой руки, так и без него.
В 25 и 26 тактах повторяющуюся ноту фа-диез следует исполнить (rubato), сделав к концу небольшое замедление, этим самым мы подготовим появление главной темы.
Первое предложение главной темы рондо (такты 27-31) исполняется игриво, нежно (piano), а второе с некоторым динамическим подъемом (mf). Аккомпанемент следует исполнять так же, как и при первом проведении темы.
Начиная с 35 такта, основная тема звучит фортиссимо. Во всех аккордах необходимо добиваться ровности, полноты и плотности звучания.

Первые две фразы (такты 51—58) звучат с подъемом (forte), штрихом нон легато. Мелодия с небольшим ускорением направляется к интонационной точке, в первой фразе к ноте ля третьей октавы (такт 53), во второй — к ноте соль третьей октавы (такт 57). После этого мелодия приобретает напевный характер (такты 59—62). Пассажи, исполняемые штрихом легато, Должны звучать ритмично и выразительно. Обратите внимание на техническую сторону секвенции в 63 и 64 тактах. В подобных случаях положение кисти правой руки желательно не менять. Это облегчит исполнение данного мелодического хода.
Начиная с 74 такта, меняется темп (Tempo I) и характер музыки (нежно, грациозно). Эту часть следует исполнять строго ритмично.
Аккомпанемент на всем протяжении должен звучать упруго, штрихом нон легато.
Встречающиеся трели рекомендуем играть как морденты.
Второй эпизод исполняется в очень умеренном (Molto Moderato) темпе. В этой части возможны некоторые темповые отклонения (tempo rubato). Постоянная смена штриха легато и нон легато является характерной особенностью данного эпизода. Встречающиеся в мелодии скачки должны быть тщательно отработаны. Рекомендуем поучить подобные места отдельно, используя прием смены позиции предплечья.

Заканчивается этот эпизод блестящим пассажем в ре мажоре. Переход от эпизода к третьему проведению темы (такты 123—129) исполняется менее подвижно (meno mosso), характер его капризный (capriccio), причудливый. Первая фраза (такты 123—125) начинается в спокойном движении, затем к середине ускоряется и к концу замедляется.
Вторая фраза также начинается с замедленного темпа (такт 125), затем постепенное движение (piu mosso) приводит слушателя к главной теме рондо.
Начиная с 129 такта, третий раз проводится главная, тема в первоначальном темпе. Сначала она проходит у солиста, а затем в сопровождении. После этого появляется тема у солиста, но в ускоренном движении (stringendo). Басовый ход, сопровождающий ломанные октавы (такты 146—147), следует исполнять легко, штрихом стаккато.
Каноническое изложение темы в разных октавах (такты 149—156) представляет собой техническую трудность, так как широкое расположение аккордов в быстром темпе требует от исполнителя определенной подготовки.
При исполнении аккордов широкого расположения большое внимание следует уделить кистевым движениям правой руки. В 149 такте нота фа-диез первой октавы берется большим пальцем, при этом необходимо сделать боковое движение кисти по направлению от себя.
Форшлаг, в 151 такте исполняется скольжением четвертого пальца.
С 161 такта начинается кода. Она должна прозвучать технически легко, с блеском, штрихом нон легато.

 
П. Чайковский. Ноктюрн

Ноктюрн написан в трехчастной форме.
Характер музыки крайних частей напевный, лирический, исполняется с некоторой сентиментальностью, средней — несколько взволнованный.
В этом произведении большое внимание следует уделить выразительности исполнения мелодии. Каждое предложение, каждый период должен быть расчленен на фразы. В каждой фразе необходимо выявить интонационные точки. «Интонационные точки — это как бы особые точки тяготения, влекущие к себе центральные узлы, на которых все строится»,—говорил К. Н. Игумнов.
Первая часть состоит из двух периодов, каждый период из двух предложений.
Как первое предложение (такты 1—4), так и второе (такты 5—8) представляют собой законченную мысль. Интонационной точкой первой фразы будет нота си-диез, второй — ре.
Исполнение следует начинать с piano и постепенным усилением звука вести мелодию штрихом легато к кульминациям. Кульминация первого предложения находится в четвертом такте, а второго — на второй доле шестого такта.
Очень важно показать динамическое различие этих двух предложений.
Кульминация периода находится во втором предложении, поэтому ее следует провести несколько ярче, по сравнению с общим мелодическим звучанием.
Второй период (такты 9—17) исполняется таким же образом, как и первый, но динамический подъем здесь больший, чем в первом периоде.

После каждого предложения, периода необходимо делать цезуры.
Мягкость аккомпанемента достигается штрихом деташе.
Заслуживают внимания такты 6, 7, 14 и 15, где одновременно в партии правой руки, наряду с мелодической линией, проводится и гармония. Исполнить их следует одним движением меха, причем аккорды берутся мягкими, но не расслабленными пальцами.
Средняя часть, как уже было сказано, по характеру более взволнованная. Трудность исполнения ее заключается в выделении мелодии восьмыми, которые исполняются штрихом легато, а остальные голоса — нон легато.
Широкое расположение аккордов легко преодолевается путем применения большого пальца правой руки. В этой части предложения состоят из четырех тактов. При исполнении необходимо после каждого из них делать небольшие цезуры.
В произведении часто встречаются полиритмическис сочетания три на два.
Необходимо добиваться умения слышать одновременное звучание различных ритмических групп. Для этого рекомендуем поиграть полиритмические фигурации отдельно каждой рукой, вслушиваясь в их ритмическое звучание, а лишь затем играть обеими руками вместе.

Заканчивается средняя часть пассажем, построенным на уменьшенном септаккорде (такты 43—44), который сначала ускоряется (stringendo), а затем замедляется.
Третья часть исполняется в первоначальном темпе (Tempo I). Фактурно она несколько изменена. Автор одновременно проводит тему и вариацию (мелодическую фигурацию). Характер музыки также изменен. Фигурации исполняются (capriccio) причудливо, с некоторым отклонением от темпа (rubato). «Колебания должны быть симметричны: например, если вы задержите темп в начале такта, то эту задержку надо начать ускорением, чтобы обозначенный темп не был изменен (А. Н. Есипова).
Тема исполняется штрихом легато, а вариации — вначале портаменто (такты 45—46), а затем легато.
Рекомендуем поучить каждую партию отдельно, сохранив ту же аппликатуру, что и при одновременной игре темы и вариации. Кульминация всего произведения находится во втором предложении первого периода третьей части (такты 50—51). Она должна быть исполнена более громко, чем все предшествующие кульминации.
С 54 такта следует заключение, которое постепенным динамическим спадом как бы растворяет мелодию в отдалении.

Учимся в училище Скачать ноты