Первые шаги баяниста - Выпуск 22

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)
 

От составителя

 

Начинающему баянисту советуем обратить внимание на следующие трудности в произведениях данного выпуска:
В русской народной песне «Не слышно шума городского» сложным моментом является смена направления движения меха в местах, где длительности мелодии и аккомпанемента не совпадают по времени (см. 2-й и 6-й такты). Чтобы избежать смены движения меха во время звучания, бас «ре» в 6-м такте и аккорды левой рукой нужно исполнять коротко. Однако не следует резко обрывать звук; клавиши нажимать и отпускать нужно плавно — тогда напевный характер музыки будет сохранен.
Подобные трудности встречаются и в аргентинской народной песне «Когда?», отличающейся сложным и своеобразным ритмическим рисунком мелодии. Играть эту песню нужно обязательно со счетом вслух, причем считать со вспомогательным слогом «и». Звуки мелодии часто приходятся на вспомогательный счет «и» в то время, как басы и аккорды аккомпанемента почти всюду падают на основной счет: раз, два, три. Прежде чем начать исполнение этой песни, нужно немного развести мех для того, чтобы хватило запаса воздуха сыграть на сжим последние такты вступления.

В карельском народном танце «Ристу-кондра» важно четко сыграть триоли правой рукой (см. такты 9, 13, 33 и 37). На счет «раз» следует сыграть бас левой рукой и три ноты мелодии — правой рукой, на счет «и» — аккорд и одну восьмую ноту мелодии. Триоли играйте ровно, не допуская остановки на третьем звуке. Счет также ведите ровно и четко. В той части танца, где мелодия исполняется левой рукой, соблюдайте следующие штрихи: басы играйте нон легато (полностью выдерживайте длительности, не связывая их между собой), аккорды правой рукой играйте стаккато (отрывисто).
В песне «Хорошие девчата» выучите сначала партию левой руки отдельно и наизусть, так как она является более трудной по сравнению с мелодией. В целях быстрой ориентации в левой клавиатуре пальцы нужно держать близко над клавишами. Отпуская клавишу, надо оставлять палец над ней (иногда даже слегка прикасаясь) до тех пор, пока не будет нажата другим пальцем следующая клавиша. Нажимая очередную клавишу, нужно быстро подготовить соответствующий палец для следующей. Нельзя при этом допускать связного исполнения басов и аккордов.
А. Басурманов