Первые шаги баяниста - Выпуск 23

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)
 

От составителя

 

Начинающему баянисту часто приходится встречать в нотах знак лиги — дугообразную линию, объединяющую группу нот сверху или снизу. Лига имеет несколько значений. Чаще всего лига обозначает штрих легато, т. е. связное исполнение. Штрих легато не допускает перерыва в звучании между соседними звуками. На баяне при игре легато, палец снимается с предыдущей клавиши только в тот момент, когда другой палец нажимает следующую клавишу. Слишком задерживать палец на предыдущей клавише нельзя, так как звук может стать «грязным» (фальшивым) из-за одновременного (хотя и короткого, звучания двух разных нот.
Лига часто объединяет музыкальные фразы, а также и небольшие группы нот (например, звуки форшлагов, триолей и др.)- Там, где кончается лига, палец с клавиши нужно снимать, чтобы не допустить связного исполнения нот, не объединенных лигой.
Лига имеет и другое значение. Если она связывает две одинаковые ноты, то они при исполнении не повторяются, а выдерживаются как одна длительность. Таким образом, лига увеличивает длительность звука.
Например, в пляске Д. Кабалевского «Весело у нас» лигами связаны ноты «ре» в четырех первых тактах. Это значит, что звук «ре» выдерживается три полных такта и еще одну восьмую (в четвертом такте).

В песне Д. Островского «И опять во дворе…» в первых четырех тактах стоят различные лиги. Верхняя большая лига означает связное исполнение целой музыкальной фразы. Короткая лига связывает звуки форшлага (согласно правилам нотной записи). Остальные две лиги связывают ноты «соль» и этим удлиняют звук «соль» до шести с половиной четвертей (3/4 + 3/4 + 1/8).
В этой же песне в последних восьми тактах вступления лиги и точки над нотами показывают чередование штрихов легато и стаккато внутри музыкальных фраз. Обратите внимание на первую и вторую фразы, где мелодия исполняется вместе с пением. В первой фразе лига объединяет семь одинаковых нот «фа», а во второй — семь «ми». В данном случае лига фразировочная, и нужно одинаковые звуки сыграть по семь раз. Перерыв в звучании между этими звуками должен быть минимальным, иначе будет нарушена напевность мелодии и целостность музыкальной фразы.

При разучивании пьес нужно всегда помнить о различии лиг и строго" соблюдать их исполнение.
А. Басурманов