Первые шаги баяниста - Выпуск 24

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)
 

От составителя

 

В русской народной песне «Вниз по матушке по Волге» для начинающих баянистов особую сложность представляет смена движения меха внутри последней музыкальной фразы. Широкое напевное звучание, двухголосное изложение мелодии — все это требует большого расходования воздуха и вынуждает баяниста сильно разводить мех. Последняя смена движения меха на сжим должна быть проведена очень аккуратно и незаметно для слуха. Нельзя допустить внутри фразы большого перерыва в звучании или сильного акцентирования звука в начале движения меха в сжим.

В «Песенке» А. Гурилева смена движения меха указана между фразами. Но если ваш баян слабо держит воздух, то можно менять движение меха в два раза чаще. При смене меха через два такта исполнитель вынужден нарушить лигу в последней фразе. Это нарушение будет незаметным, если в данном месте звуки мелодии выдержать по-возможности полно и с равной силой звучания.
Обычно на баяне мелодию исполняют правой рукой, а аккомпанемент — левой. Но встречается и иное распределение функций. Так, в романсе «Сердце, молчи.» во вступлении правой рукой исполняются аккомпанирующие аккорды, затем — мелодия. В этой пьесе встречаются и такие такты, где правой рукой нужно играть одновременно аккомпанирующие созвучия и мелодию (см. такты 19, 20, 51, 52). Баянист должен научиться отличать аккомпанирующие звуки от мелодических, даже если они исполняются одной рукой и одновременно, чтобы во время игры выделить мелодию, не заглушить ее аккомпанементом. С этой целью аккомпанирующие созвучия в указанных тактах (ноты со штилями вниз) нужно сыграть коротко, как восьмые. Звуки мелодии нужно выдержать очень точно соответственно их длительностям.

Наиболее трудной пьесой в данном выпуске является «Липси». Липси — это современный танец со своеобразным ритмом. Впервые этот танец был исполнен в 1959 году в городе Лейпциге.
Партия аккомпанемента все время поддерживает ритм танца, поэтому ее нужно играть очень четко. Советуем поучить аккомпанемент отдельно со счетом вслух. За единицу счета в размере 3/2 принята половинная длительность. Счет удобнее вести со вспомогательным слогом «и». Проанализируем длительности в первом такте партии левой руки. На счет «раз» в басу исполняется четверть, на счет «и» — следующий аккорд, на счет «два» — восьмые бас и аккорд, на «и» — снова две восьмые, на счет «три» — бас и на счет «и» — аккорд.
Помните, счет нужно вести очень ровно, подобно равномерному шагу.
А. Басурманов