Первые шаги баяниста - Выпуск 31

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)
 

От составителя

 

В песне «Грушица» двухголосная мелодия изложена в терцию. При исполнении двойных нот обе клавиши следует нажимать в один и тот же момент, только тогда оба звука возникнут одновременно, игра станет четкой. Добиваться напевного звучания мелодии нужно путем полного выдерживания длительностей нот. Исполнить связно и верхние и нижние ноты не везде возможно. Например, в первой фразе аппликатура позволяет сыграть легато только ноты верхней мелодии. Нижние ноты, которые исполняются подряд одним и тем же первым пальцем, играть легато нельзя. Их надо выдержать как можно полнее, допустив между ними самый минимальный перерыв в звучании. В 10-м, а также в 13-м и 14-м тактах следует сыграть связно нижние ноты, так как в этих местах одним пальцем исполняются ноты верхнего голоса.
Такой прием игры позволяет лучше передать задушевный характер песни.
Подобным образом следует исполнить и первые четыре фразы в чешской песне «В старом саду». Однако во второй половине этой песни двойные ноты надо играть штрихом нон легато. Для этого потребуется не только одновременно нажимать клавиши, но и одновременно их отпускать.

Сравнительно сложными пьесами в настоящем выпуске являются «Малыш» и «На нашем вечере». Шестнадцатые длительности, пунктирный ритм, синкопы — все это усложняет игру созвучий. Перед тем как разбирать данные произведения, следует поиграть в их тональностях упражнения: гаммы в терцию, сексту, последовательности аккордов.
Частая смена одних аккордов другими требует от баяниста умения своевременно подготавливать пальцы. После исполнения одного аккорда пальцы должны быстро занять над клавиатурой новое положение, необходимое для следующего аккорда. Затем кисть руки точно и сразу опускает пальцы на нужные клавиши. Звучание аккорда получится чистым и четким.
Во время игры необходимо следить за состоянием пальцев: они должны быть собраны и свободны от напряжения.
Если правой рукой нужно взять аккорд, преодолев скачок, то надо обладать не только умением ловко менять положение пальцев, но и иметь навык быстро переносить кисть вдоль клавиатуры на необходимое расстояние. Этот навык преодоления скачков должен основываться на ощущении расстояния между клавишами, а не на зрительном восприятии клавиатуры.
А. Басурманов