Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)
Как играть произведения
Вальс Шумана — одна из сложных пьес 39-го выпуска. Неравные по количеству тактов музыкальные фразы затрудняют распределение движения меха во время игры. Начинающий баянист должен особенно внимательно следить за расходованием воздуха в мехе. Например, при исполнении 5-го и 6-го тактов во второй части вальса нужно оставить довольно большой запас воздуха в мехе с тем, чтобы израсходовать этот запас позже — при исполнении в сжим последних четырех тактов.
В 19-м такте над нотой мелодии до указаны два номера пальцев: 1—4. Это значит, что здесь во время игры следует произвести подмену пальцев. Делается это так: на счет «раз» клавиша до нажимается первым пальцем. Затем, не отпуская клавиши, первый палец нужно заменить вторым, потом второй—третьим и, наконец, третий — четвертым. Замену пальцев нужно успеть сделать до следующего такта. В данном примере такая подмена пальцев необходима для сохранения связного звучания фразы, выдержки ноты до как указано — на шесть четвертей — и связного исполнения мелодического хода во втором голосе (ми, ре, до). Нарушение аппликатуры может привести к разрыву мелодической линии, искажению характера музыки.
Напомним расшифровку некоторых нотных знаков в Мазурке Венявского. В 10-м такте над нотой до указан мордент. Он означает, что на счет «раз» нужно быстро сыграть три ноты второй октавы: до, ре и вновь до. Первые две ноты мордента будут соответствовать тридцать-вторым длительностям, а третья—.восьмой.
Знак (в 11-м такте) над нотой ля, в мелодии, а также над ре-минорным аккомпанирующим аккордом называется ферматой и означает некоторое увеличение длительности нот. Небольшая задержка или остановка в движении мелодии должна выполняться естественно и в соответствии с Характером музыки.
В 16-м такте записан знак трели, Трель —это быстрое чередование основного звука мелодии и соседнего верхнего вспомогательного звука. В данном случае это будет чередование звуков ми и фа второй октавы шестнадцатыми длительностями. Однако мелкие ноты ре-диез и ми в конце такта указывают на то, что трель должна закончиться этими нотами. Поэтому на счет «три» нужно сыграть пять равных по длительности нот: ми, фа, ми, ре-диез и ми. Запомните, при исполнении трели, после основного звука может следовать только вспомогательный, а после вспомогательного — только основной. В данной трели основной звук — ми, а вспомогательные — фа и рё-диез. Исполнение трели — сложный прием игры на баяне. Начинающий баянист должен специально и много тренироваться для приобретения этого важного навыка.
А. Басурманов