Первые шаги баяниста - Выпуск 42

 

Сборники с нотами для начинающих баянистов в дмш (пьесы, этюды, мелодии песен)

Как играть произведения

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
(пояснения)

 

 

Во вьетнамской песне «Мое селение» начинающий баянист может встретить трудности ритмического характера. Несколько сложным является ритмический рисунок аккомпанемента. Обратите внимание: длительности аккордов на слабых долях такта — четвертные, а длительности басов на сильных долях — восьмые. Это делает характер сопровождения синкопированным, так как слабые доли постоянно подчеркиваются выдержанными аккордами. Вторая половина песни имеет некоторое отличие в ритмическом рисунке аккомпанемента. Своеобразный ритм является тем средством музыкальной выразительности, которое выявляет национальный характер музыки. Поэтому очень важно правильно передать этот ритм во время игры. Разбирайте песню обязательно со счетом. Это поможет начинающему баянисту избежать ритмических ошибок.

Элементы пунктирного ритма — чередование восьмых длительностей с точкой и шестнадцатых — встречаются в «Куплетах Трике». Точно выдерживайте четвертные ноты с двумя точками в 16-м и 20-м тактах. Помните, первая точка прибавляет половину длительности ноты, а вторая еще одну четвертую часть. Таким образом, общая длительность ноты с двумя точками здесь будет равна 1/4 + 1/8 +1/16 Пунктирный ритм придает музыке остроту, бодрость. Неточное выдерживание длительностей неизбежно приведет к искажению характера музыки. Прием игры пунктирным ритмом следует отрабатывать на гаммах, арпеджио и аккордах.

В пьесе Грига «Листок из альбома» наиболее трудными в игре являются скачки на правой клавиатуре. Например, 8-й такт заканчивается нотой мелодии ми третьей октавы, а 9-й такт начинается с ноты ре малой октавы. При выполнении этого скачка следует воспользоваться восьмой паузой и быстро найти на ощупь вверху клавиатуры клавишу ре. В 24-м такте требуется перенести руку в другом направлении, то есть сверху вниз. Скачок с клавиши ре-диез малой октавы на си первой меньше, но по исполнению не легче, так как здесь нет паузы, следовательно, перенос руки Нужно проделать очень быстро. Путем специальных тренировок баянист должен выработать навык ощущения расстояний между клавишами при переносе кисти руки. Заглядывать на клавиатуру не рекомендуется, так как подобный «прием» может перейти в плохую привычку, и баянист всегда будет ощущать скованность в игре во время выполнения скачков,