В.Мотов, Л.Гаврилов - Работа над музыкальным произведением

 

нотное пособие по работе с произведениями для баяна

 

 

Методический разбор произведений
В помощь баянисту
В.Мотов, Л.Гаврилов
Работа над музыкальным произведением

(методический разбор)
"МУЗГИЗ", 1961г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие рассчитано на баянистов, занимающихся самостоятельно, знакомых с музыкальной грамотой и имеющих некоторую музыкальную подготовку (в объеме детской музыкальной школы или курсов заочного обучения Центрального дома народного творчества имени Н. К. Крупской),
Цель данного пособия помочь баянистам в работе над музыкальными произведениями различного жанра и характера.
Комментарии к разбираемым пьесам ни в коем случае нельзя считать исчерпывающими, они должны лишь заострить внимание баянистов на основных моментах, необходимых для правильной работы над пьесой, а именно: на определении ее характера, особенности музыкальной выразительности, формы.
Особое внимание баянистов обращается на способы преодоления наиболее трудных мест в репертуаре, на исполнение мелодии, аккомпанемента, на фразировку.

Прежде чем перейти к конкретному разбору пьес, необходимо упомянуть об общих принципах работы над музыкальным произведением.
Работа над музыкальным произведением складывается в основном из следующих этапов:
1. Ознакомление С произведением, прочтение нотного текста, определение формы, выявление наиболее трудных мест в музыкальном и техническом отношении, выбор наиболее удобной аппликатуры и т. д. На этом этапе намечается план работы над изучаемой пьесой.
2. Разбор музыкальных особенностей пьесы, преодоление технических трудностей, выработка нужного звучания мелодии и аккомпанемента, работа над достижением необходимых штрихов и динамических оттенков, запоминание пьесы.
3. Окончательная отделка пьесы, подготовка к концертному выступлению.
Нужно также отметить, что разбор пьесы следует начинать с проигрывания в медленном темпе. Настоящий темп пьесы достигается лишь в конце второго этапа работы.

Для лучшего запоминания и более успешной работы желательно условно разделить изучаемую пьесу на отдельные части. В начале эти части могут быть очень мелкими, затем они постепенно укрупняются. Такой метод работы даст Возможность сосредоточить внимание на каждом отрезке пьесы. Для менее подготовленных баянистов рекомендуется на первом этапе разучивать отдельно партию правой и левой руки.
При изучении отдельных частей пьесы или проигрывании ее целиком, необходимо ставить перед собой конкретные задачи, например: достичь нужного звучания мелодии или аккомпанемента, добиваться связного или отрывистого исполнения и т. д. Бесцельное повторение пьесы не дает нужных результатов, а наоборот, приводит к неряшливому исполнению («заигранности», как говорят исполнители).
Необходимо научиться внимательно вслушиваться в звучание инструмента и подмечать недостатки с тем, чтобы преодолеть их.
Очень важно научиться играть пьесу не только с ее начала, но и с разных ее частей, с любого предложения, периода. В противном случае могут остаться недоработанными многие моменты, и во время публичного исполнения баянист при ошибке не сможет поправиться и продолжать игру.
Наиболее трудные места пьесы нужно внимательно проработать отдельно, применяя различные варианты игры (ритмические, штриховые, темповые и т. д.).

При смене движения меха следует руководствоваться принципом игры по музыкальным фразам, а если это затруднительно (например, в большой фразе, в медленном темпе), то лучше менять движение меха перед сильной долей такта, т. к. это менее заметно, чем перемена движения меха на слабых долях такта. Вообще, смена движения меха должна происходить мягко, без рывков, незаметно для слуха. Менять движение меха на одном звуке недопустимо.
Исполнение аккомпанемента — важнейший элемент игры на баяне. Характер аккомпанемента должен полностью соответствовать характеру изложения мелодии, ее содержанию, стилю всей пьесы в целом. Так, в пьесах медленного темпа и в мелодии напевного склада басы часто плавно соединяются с аккордами, а аккорды играются полной длительностью, связно. В мелодии, построенной на мелких ритмических дробных длительностях, особенно в быстрых темпах, такое связывание баса с аккордом («педализация баса») и выдерживание полной длительности в аккордах сопровождения будет только мешать мелодии, отяжелять и заглушать ее. Выдерживание аккордов сопровождения возможно лишь тогда, когда они нё заглушают мелодию, а наоборот поддерживают ее. Большей частью аккорды играются коротко, легко, особенно в пьеса подвижного темпа.

Следует обратить внимание на часто встречающееся ненужное затягивание последнего аккорда в такте трехдольного размера, особенно в вальсе. Разумеется здесь нет возможности разобрать все случаи исполнения аккомпанемента в пьезах разного характера и жанра. Существует множество  различных видов аккомпанемента и приемов его исполнения. Важно отметить главное; сопровождение должно лучше оттенять, выявлять и поддерживать мелодию, а не заглушать ее, не мешать ее звучанию.
В подборе наиболее удобной аппликатуры следует исходить из принципа естественной, свободной постановки руки.
Авторы надеются, что настоящее пособие, содержащее разбор и комментарии лишь к небольшому количеству пьес разного жанра и характера, поможет баянистам перенести предлагаемый метод работы и на другие произведения.

Сборник с нотами и методическими пояснениями Скачать пособие