Н.Ризоль - Очерки о работе в ансамбле баянистов

Н. Ризоль

Ноты для ансамблей

 

Пособие на основе квартета баянистов

 

 

Обработки Ризоля для ансамбля
Н.Ризоль
Очерки о работе в ансамбле баянистов
на основе опыта квартета баянистов Киевской филармонии
Общая редакция профессора Н.Я.Чайкина
"Советский композитор", 1986г.

содержание:

 

От редактора

Предлагаемая вниманию читателей книга выдающегося советского музыканта — народного артиста УССР, профессора Киевской ордена Ленина государственной консерватории имени П. И. Чайковского Николая Ивановича Ризоля — представляет большой интерес во многих аспектах.
Прежде всего — это обобщение почти полувекового творческого опыта первоклассного ансамбля, стоящего в ряду лучших музыкальных коллективов страны и известного далеко за ее пределами. Автор освещает различные грани профессионального труда ансамблистов, закономерности которого присущи в той или иной мере всякой коллективной деятельности музыкантов.

Раскрывая профессиональные «секреты», обусловившие высокие художественные достижения квартета, Н. И. Ризоль постепенно выстраивает подробную научную методику работы руководителя коллектива, на конкретных примерах он определяет роль и задачи каждого участника ансамбля, подчеркивает важность здоровых деловых взаимоотношений внутри коллектива, подкрепленных общностью художественных устремлений, незыблемой дисциплиной труда и полной творческой отдачей со стороны артистов;
Наряду с этим автор живо повествует о творческих буднях прославленного коллектива, включая в свой рассказ многие любопытные мемуарные эпизоды. Это позволяет надеяться, что книга окажется интересной для широкого круга читателей — как для музыкантов-профессионалов, так и для многих любителей музыки. Несомненно, она будет особо полезной для обучающейся молодежи, для молодых специалистов, работающих с ансамблем или в ансамбле любого ранга и любого состава, а также для практической деятельности солистов-инструменталистов.

Квартет баянистов Киевской государственной филармонии — это счастливое содружество великолепных музыкантов-виртуозов, каждый из которых наделен яркой творческой индивидуальностью и вместе с тем в совершенстве владеет тонким искусством ансамблевой игры.
История возникновения квартета весьма оригинальна. В 1939 году в Москве проводился Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах. В этом смотре приняли участие украинские баянисты: Николай Ризоль (соло) и сестры Мария и Раиса Белецкие (дуэт). Решением жюри Николай Ризоль и исполнительница первой партии в дуэте Мария Белецкая были удостоены званий лауреатов, а Раиса Белецкая — награждена грамотой. Познакомившись на смотре с талантливыми сестрами, Н. Ризоль, ранее много выступавший в дуэте с Иваном Журомским, предложил объединить два дуэта в квартет баянистов. Сестры встретили эту идею с одобрением, и в конце 1939 года квартет приступил к работе.
Позволю себе в общих чертах представить читателям участников квартета.
Мария Григорьевна Белецкая — исполнитель партии первого баяна и концертмейстер. Она обладает ярким артистизмом, тонким ощущением музыки, исключительной, редко встречающейся техникой, обостренным чувством ритма и темпа. На эстраде держится уверенно и непринужденно, благотворно влияя на самочувствие партнеров. Ее игра не только эффектна, но и всегда глубоко осмысленна и проникновенна, она неизменно встречает восторженный прием аудитории.

Николай Иванович Ризоль разносторонне одаренный музыкант, целеустремленный, волевой, темпераментный. Являясь художественным руководителем квартета и одновременно исполнителем партии второго баяна, он проявил себя и как отличный организатор. В исполнительстве Н. Ризоль органично сочетает эмоциональное начало с рациональным. Он обладает великолепным туше, свободно владеет разнообразными видами техники. Им талантливо выполнены практически все партитуры обработок, транскрипций и переложений, находящиеся в репертуарном фонде коллектива. Они отличаются большой изобретательностью, точностью в передаче характера оригинала, прекрасно звучат. Ряд пьес для квартета сочинен самим Н. И. Ризолем.

Раиса Григорьевна Белецкая — единственная баянистка в нашей стране, которая играет одновременно на двух инструментах — гармонике-альте и педальном (ножном) басе. Ее высокое мастерство, требующее сложной согласованности в работе рук и ног, безупречной координации игровых движений, уникально; оно всегда восхищает слушателей3. Музыкант она очень эмоциональный и чуткий, во время исполнения программы проявляет предельную собранность и полное «погружение в музыку>. Ее участие в ансамбле очень ценно: гармоника-альт обогащает звучание квартета особой краской, а ножной бас является надежным акустическим и ритмическим фундаментом.

Иван Иванович Журомский, войдя в состав квартета, в совершенстве освоил новую, совершенно необычную модель инструмента бас-баритон, тембр которого в верхнем регистре близок звучанию валторны, в среднем — фаготу, а в нижнем — контрафаготу. Артист обладал хорошей техникой, отличным чувством ансамбля. Во время проведения концертов для детей, учащейся молодежи или концертов-лекций для тружеников отдаленных районов выступал со вступительным словом, помогавшим лучше понять содержание исполняемой музыки. Проработав в Киевском музыкальном училище имени Р. М. Глиэра много лет, И. Журомский воспитал большое количество учеников, среди которых немало лауреатов различных конкурсов.
Квартет просуществовал в неизменном составе свыше 40 лет. В последнее время, после ухода из жизни И. И. Журомского, партию бас-баритона в ансамбле исполняет бывший воспитанник Н. И. Ризоля — Анатолий Алексеевич Тихончук, который приложил все усилия, чтобы быть достойным преемником своего предшественника. Незаурядная музыкальная одаренность, виртуозная техника, разносторонняя профессиональная оснащенность и ценный опыт (руководство учебными ансамблями в музыкальном училище и концертные выступления в течение нескольких лет в дуэте с баянистом В. Одинцовым) позволили ему быстро освоить значительную часть репертуара квартета. С участием А. А. Тихончука ансамбль осуществил запись двух грампластинок (Всесоюзная фирма «Мелодия»), в программе которых мелодии народов СССР (1981) и украинская народная музыка (1983), а также записал в фонд Радио около пятидесяти произведений.

За время своего существования коллектив выступил более чем в 500 городах и селах, дал свыше 5000 концертов; количество слушателей, побывавших на концертах ансамбля, исчисляется миллионами. И всегда и всюду игра квартета производит незабываемое впечатление. Это неизменно отмечается в статьях, брошюрах, многочисленных рецензиях и отзывах о концертах, высказываниях крупнейших музыкантов.
Приведем одно из приветственных писем, присланных в Киев в 1979 году по случаю сорокалетия совместной творческой деятельности артистов квартета. Оно принадлежит перу первого секретаря правления Союза композиторов СССР, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Государственных и Ленинской премий, профессора Тихона Николаевича Хренникова.
«Я очень рад, что имею возможность сказать несколько слов о таком замечательном коллективе, как квартет баянистов Киевской филармонии.
Сорок лет существует этот ансамбль. Сорок лет неустанного труда, артистического самоутверждения, совершенствования.

И сейчас перед всем миром этот ансамбль предстает как явление уникальное. Он уникален по составу — я не знаю сейчас другого такого же коллектива, такой художественной силы; он уникален по своим артистическим возможностям — каждый участник этого квартета виртуозно владеет своим инструментом; он уникален по своему репертуару — отечественная классика, зарубежная классика, народная музыка, произведения советских композиторов — все подвластно этим блестящим музыкантам.
Организатором, душой, руководителем квартета баянистов является Николай Иванович Ризоль — великолепный музыкант, композитор, профессор-педагог. Он автор многих оригинальных произведений для квартета, автор всех инструментовок, переложений, всего, что находится в репертуаре квартета. Все это сделано с подлинным блеском, глубоким знанием баяна, я бы даже сказал с раскрытием всех возможностей инструмента, которыми до сих пор, может быть, и не пользовались играющие на баяне.
Напряженная концертная жизнь! Нет такого уголка в нашей стране, где не побывал бы квартет баянистов. Всюду благодарные, восхищенные слушатели награждают его горячими аплодисментами.
И сейчас, в эти торжественные дни сорокалетия их артистической жизни, хочется пожелать четырем музыкантам, составляющим знаменитый квартет баянистов Киевской филармонии, такого же блестящего продолжения их художественной деятельности».
В архиве коллектива среди огромного количества благодарственных писем от слушателей хранятся теплые отзывы и других известнейших советских композиторов — Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Государственных и Ленинской премий, доктора искусствоведения, профессора Арама Ильича Хачатуряна; Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и УССР, академика Льва Николаевича Ревуцкого; Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и УССР, профессора Андрея Яковлевича Штогаренко. Следует также упомянуть о юбилейных поздравлениях зарубежных коллег, в числе которых — письмо профессора Варшавской музыкальной академии имени Ф. Шопена, доктора музыковедения Влодзимежа Леха Пухновского.

Естественно, что книга, написанная авторитетным руководителем столь широко признанного коллектива, как квартет баянистов Киевской государственной филармонии, освещающая его путь к высотам ансамблевого мастерства и фиксирующая его драгоценный творческий опыт, заслуживает самого пристального внимания со стороны всех, кому дороги судьбы народно-инструментального искусства вообще и коллективно-творческой его разновидности в частности.
Заслуженный деятель искусств РСФСР Н. ЧАИКИН

 

От автора

В предлагаемой серии очерков об искусстве ансамблевой игры обобщен многолетний опыт автора по созданию и руководству различными ансамблями как в стенах Киевской консерватории, так и в самодеятельности; в известной мере здесь получили отражение методы работы и некоторых других ансамблей, хорошо знакомых автору. Однако основное место в очерках занимает освещение более чем сорокапятилетней практики квартета баянистов Киевской государственной филармонии.
В данной работе сделана попытка раскрыть основные аспекты деятельности художественного коллектива. В сферу внимания автора вошли, наряду с проблемами чисто профессиональными, и те, которые связаны с установлением психологического климата в коллективе, воспитанием высоких морально-этических качеств у его участников. Учитывая наблюдаемую нестабильность составов исполнительских ансамблей, автор уделяет большое внимание вопросам их формирования, психологической совместимости партнеров, создания творческой атмосферы в коллективе — то есть факторам, помогающим сплотить ансамбль и тем самым заложить прочный фундамент для его долголетнего существования.

Автор выражает искреннюю благодарность всем, кто так или иначе способствовал созданию настоящей серии очерков: ученикам, с которыми он в разные периоды времени работал в классе ансамбля в Киевской консерватории, партнерам по совместной игре в дуэте, трио, квартете баянистов — заслуженным артистам УССР М. Г. Белецкой, Р. Г. Белецкой, И. И. Журомскому, а также А. А. Тихончуку, А. И. Приходько, В. А. Митькину, А. В. Хабарову, И. И. Ризолю, П. И. Ризолю; преподавателям, под руководством которых он совершенствовался как ансамблист, — заслуженному деятелю искусств Украинской ССР профессору М. М. Гелису и художественному руководители Народно-симфонического ансамбля Киевской филармонии А. О. Мартинсену. С глубокой признательностью автор хочет отметить большую практическую помощь, оказанную ему в работе над настоящей книгой заслуженным деятелем искусств РСФСР профессором Н. Я. Чайкиным, профессором Киевской консерватории Н. Т. Лысенко, и. о. профессора И. А. Яшкевичем, кандидатом психологических наук Л. Л. Бочкаревым, кандидатом философских наук А. Л. Бояринцевым, кандидатом искусствоведения Л. Н. Хиврич.

Как играть в ансамбле Скачать ноты