Библиотечка
«Художественная самодеятельность» №16
Русская танцевальная музыка
"Государственное издательство культурно-просветительной литературы", 1951г.
содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий сборник имеет своей целью расширить репертуар танцевальной самодеятельности, обогатив его новыми музыкальными произведениями, специально созданными для постановок русских танцев.
В сборнике помещаются оригинальные произведения советских композиторов и новые обработки русских на» родных плясовых мелодий и песен.
Руководители и участники танцевальных коллективов найдут в предлагаемом сборнике различные по характеру и настроению музыкальные произведения. Все они отличаются законченной музыкальной формой: двухчастной, трехчастной, вариационной. На основе этих произведений можно творчески создавать танцевальные композиции» рассчитанные на большие коллективы, и пляски для отдельных исполнителей-солистов.
Весь нотный материал дан в переложении для баяна— наиболее распространенного в самодеятельности инструмента.
Хороводы—одна из наиболее массовых форм русских танцев. Хороводы водят одни девушки и девушки с юношами вместе. Нередко в центре хоровода выступают солисты-танцоры, исполняющие игровой танец лирического, или шуточного характера. Обычно хороводы сопровождаются плавной, широкой, задушевной песней, исполняемой хором, баяном или оркестром народных инструментов. Для хороводов и для постановок русских танцев лирического характера рекомендуются «Лирический танец» А. Новикова, «Хороводная» Н.Чаплыгина и др. Отличительной особенностью музыки Н. Чаплыгина «Хороводная» является ее размер в 3/4, редко встречающийся в русской народной танцевальной музыке. Эта особенность внесет в танец ритмическое разнообразие движений.
Широкое распространение получили в танцевальной самодеятельности русские танцы, начинающиеся в медленном темпе и переходящие на быстрый темп задорного плясового характера. Для такого рода постановок рекомендуются произведения: «Русский танец» Г. Крейтнера, «Хороводная-плясовая» и «Праздничная-плясовая» Д. Салиман-Владимирова, «Молодежный танец» С. Туликова и «Ленок» Н. Иванова.
«Игровая-молодежная» В. Попонова написана в трехцветной форме: первая часть начинается в быстром темпе, задорно; вторая часть переходит на широкую, певучую лирическую тему в медленном темпе, а третья опять возвращается к быстрому темпу.
В отличие от этой музыки, произведение Н. Речменского «Вечер у околицы», также имеющее трехчастную форму, начинается в медленном темпе, затем переходит к быстрому и заканчивается медленной частью лирического характера.
«На лужайке» Б. Страннолюбского, «Шуточная плясовая» Л. Книппера, исполняемые живо, в быстром темпе, могут быть использованы для сольных, парных или групповых плясок шуточного характера. Такого рода постановки особенно рекомендуются начинающим кружкам, которым еще не под силу сложные танцевальные композиции и большие танцевальные произведения сюжетного характера.
В народном танцевальном творчестве особой любовью пользуются кадрили, польки, переплясы. Все чаще включают такие танцы в свой репертуар и кружки танцевальной самодеятельности. Но наша молодежь привносит в эти народные танцы новую манеру исполнения и новые краски, раскрывающие образы советской молодежи.
Польки обычно исполняются по кругу парами. В сценической же постановке этих танцев допускаются самые разнообразные построения фигур. Помещаемые в сборнике две польки — «Колхозная полька» В. Захарова и «шуточная полька» Г. Тихомирова — могут послужить основой для постановки несложных, но в то же время очень жизнерадостных и веселых танцев.
Кадрили обычно исполняются неограниченным числом участников, но непременно группами по четыре человека (две девушки и двое юношей). Этот массовый танец обычно имеет пять-шесть фигур. С изменением каждой фигуры меняется и музыка. Иногда она повторяется для некоторых фигур, чаще всего для пятой и шестой, завершающих танец. «Кадриль» Н. Будашкина написана для четырех фигур. Руководитель кружка может по своему усмотрению повторить любую часть этого произведения. «Фантазия» А. Рыбалкина, являющаяся обработкой народных плясовых мелодий Чкаловской области, также имеет четыре самостоятельные части различного характера. Это позволяет постановщику танца использовать их в той последовательности, в какой это будет необходимо в соответствии с его замыслом.
На основе мелодичной, жизнерадостной музыки В. Захарова на тему песни «Вышли девушки весною на лужок» может быть интересно поставлен русский танец в хороводно-кадрильной форме.
Библиотечка
«Художественная самодеятельность» №20
Сюжетные народные танцы
"Советская Россия", 1964г.
содержание:
Народные танцы широко популярны в нашей стране. В их основе лежат народные массовые игры и трудовые процессы.
В сборник включены русский, башкирский, марийский и хакасский танцы, получившие наиболее высокую оценку на Всероссийском смотре любительских музыкальных коллективов.
Разучить танцы помогут чертежи и рисунки. К каждому из них дается описание костюмов исполнителей, а также прилагаются ноты.
Методические пояснения
«Колесо». Русский хороводный
Весенние игры. Башкирский народный молодежный танец
«Рукавицы любимому». Хакасский народный танец
«Марий суан». (Марийская свадьба)