Школа игры на баяне - Ю. Акимов

Самоучители

Школа игры на баяне (1983г.)

Прогрессивная школа игры на баяне

Пьесы для многотембрового готово-выборного баяна

Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне

Учебное пособие
самоучитель для баяна

 

 

Скачать школу для баяна
Ю. Акимов
Школа игры на баяне

"Советский композитор", 1983г.
номер с5100к
(pdf, 15.8 Mb)

содержание:

 

Настоящее издание является новым учебным пособием по освоению игры на готовом и готово-выборном баяне я предназначено для педагогов и учащихся детских и вечерних музыкальных школ, В нем использованы некоторые материалы из известной “Прогрессивной школы игры на баяне Ю. Акимова и П. Гвоздева”.
В данном пособим основы первоначального обучения игре на баяне связаны не только с требованиями «Программы для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования», но и с новейшими достижениями педагогической практики и методики.
При обучений важно видеть цель педагогической работы как в привитии навыков игры на инструменте, так и в воспитании художественного вкуса, развитии музыкального слуха и творческого воображения, формировании сознательного отношения к разучиваемым произведениям, эстетической направленности способностей ученика.

За последнее время в музыкальных учебных заведениях увеличилось число обучающихся на готово-выборном баяне, в некоторых школах обучение ведется преимущественно на выборных малогабаритных инструментах. Но готовый баян по-прежнему остается широко распространенным. «Школа» рекомендует изучать обе системы параллельно.
В соответствии с этим излагается методика и строится репертуар «Школы». В нее включены этюды и пьесы для готового, выборного и готово-выборного инструментов. Причем, если в первом случае вниманию педагогов и учеников предлагаются произведения, в основном уже вошедшие в учебный репертуар музыкальных школ, то в двух других — в большей степени новые оригинальные сочинения.
Педагог избирает методику и учебный материал с учетом особенностей ученика. Но в каждый индивидуальный план целесообразно включать следующие разделы:

1. Краткая характеристика ученика в начале полугодия. В нее должна входить оценка музыкальных данных в процессе их развития, уровня музыкальной и общей подготовки, психических и физиологических особенностей, результатов предшествующего периода обучения ученика.

2. Индивидуальная задача на полугодие основывается на
характеристике учащегося и общей задаче обучения, изложенной в Программе. Она должна быть выполнимой и конкретной, то есть точно определять объем знаний, умений и навыков, которые следует получить учащемуся.

3. Инструктивный материал способствует выполнению поставленной задачи. Работа над гаммами, упражнениями, арпеджио, этюдами преследует цели разностороннего развития игрового аппарата ученика и подготовки его к преодолению техники в художественных произведениях.

4. Художественный репертуар является той основой, на которой решается поставленная педагогом индивидуальная задача. В него следует включать различные по стилю и характеру произведения народного творчества, русских и западных классиков» советских и современных зарубежных композиторов. Особо следует указать на необходимость исполнения музыки различного склада, формы, жанров: полифонии, сонатин, рондо, вариаций, песен, танцев и др. Все произведения должны обладать несомненной художественной ценностью.

5. Материал для чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху. Развитие указанных навыков возможно на основе музыкально-слуховых представлений учащегося. Поэтому в начальный период обучения эту работу рекомендуется строить на известном ученику материале» который поможет ему воссоздать уже знакомые (слышанные ранее) звуковые образы. Важно установить связь между воображаемым звучанием и воспроизведением его на инструменте. В дальнейшем работу по чтению с листа, транспонированию и подбору по слуху надо связывать с исполнением новых произведений, что будет способствовать не только развитию этих навыков, но и расширению кругозора, обогащению музыкальной памяти, формированию художественного вкуса учащегося.

6. Заключительная часть индивидуального плана, в отличие от предыдущих, формируется в конце учебного полугодия и представляет собой оценку итогов работы и выступлений ученика. Главный вопрос этого раздела — насколько полно удалось решить поставленную в начале полугодия индивидуальную задачу. Эта оценка является как бы «мостиком» к формулированию очередной задачи в новом индивидуальном плане на следующее полугодие.
Таким образом, разделы плана вытекают один из другого.
Рекомендуемая методика составления индивидуального плана позволит максимально учесть особенности каждого ученика и успешно осуществлять учебный процесс руководствуясь принципами дидактики. Учебный материал «Школы» расположен в соответствии с этим.
«Введение» и «Методические очерки для педагога» содержат ряд основных методических рекомендаций.
«Некоторые теоретические сведения для учащихся» необходимы для первоначального обучения игре на баяне. Этот материал может быть изучен учеником как под руководством педагога, так и самостоятельно. Кроме того, ученик имеет возможность обращаться к нему по мере необходимости в дальнейшем.
Раздел I «Музыкального материала» содержит простейшие пьесы; далее учебный репертуар систематизирован по жанрам.
Предлагая «Школу» в качестве учебного пособия автор не исключает, а предполагает использование в учебно-воспитательном процессе других изданий.

Скачать сборники Скачать школу

 

Обучение игре на баяне
Ю.Акимов, П.Гвоздев
Прогрессивная школа игры на баяне

Часть 1
"Советский композитор", 1970г.
номер с1504к

содержание:

 

ОТ АВТОРОВ

I часть «Школы» предназначается для учащихся и педагогов музыкальных школ.
Она излагает основы первоначального обучения игре на баяне в связи с новейшими достижениями педагогической практики и методики. В то же время «Школа» содержит ряд вопросов, которые не заняли еще должного места в преподавании: первоначальное знакомство учащегося с инструментом в процессе игры по слуху; позиции рук; развитие свободных игровых движений; употребление 1-го (большого) пальца правой руки; обучение игре на выборной клавиатуре; навыки чтения нот с листа и др.
В изложении материала авторы руководствовались принципом тесного взаимодействия теоретических знаний и практических навыков, то есть учащемуся сообщаются только те новые сведения, которые необходимы ему для освоения инструмента на данном этапе.
В качестве дополнительного материала рекомендуются сборники «Педагогический репертуар баяниста для детских музыкальных школ», «Баян в музыкальной школе», изд. «Советский композитор».

Скачать сборники Скачать школу

 

Самоучители Акимова для баяна
Ю. Акимов
Прогрессивная школа игры на баяне

Часть 2
"Советский композитор", 1976г.
номер с1940к

содержание:

 

Раздел V
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Раздел VI
О КУЛЬТУРЕ ЗВУКА

Раздел VII
РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ
Требования к исполнению гамм и арпеджио
Аппликатура в гаммах и арпеджио
Упражнения на различные элементы техники Упражнения в процессе работы над произведением Роль этюдов в подготовительной работе

Раздел VIII
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ГОТОВО-ВЫБОРНОМ БАЯНЕ.

Приложение
ПЬЕСЫ ДЛЯ ГОТОВОГО БАЯНА
1. М. Мусоргский. Возле речки. Хор из оперы «Хованщина»
2. И. Стравинский. Аллегро
3. С. Ипатов. Полька.
4. Ю. Акимов. Этюд
5. Плещут холодные волны. Русская народная песня. Обработка П. Лондонова
6. Не одна во поле дороженька. Русская народная песня. Обработка С. Ипатова
7. Лучинушка. Русская народная песня. Обработка А. Талакина.
8. П. Чекалов. Элегия
9. Г. Воллеигаупт. Этюд-скерцино
10. В. Моцарт. Менуэт нз симфонии мн-бемоль мажор.
11. А. Шалаев. Вариации па тему русской народной песни «Ой, утушка луговая»
12. Д. Кабалевский. Прелюдия
13. Комарика, комарочки мои. Русская народная песня. Обработка П. Лондонова
14. А. Пирумов. Сонатина до минор
15. А. Шалаев. Концертный этюд
16. Н. Метнер. Грациозный танец

ПЬЕСЫ ДЛЯ ГОТОВО-ВЫБОРНОГО БАЯНА.
1. Ж. Массне. Элегия
2. А. Лешгори. Резвушка. Этюд
3. А. Эшпай. Перепелочка
4. Н. Мясковский. Элегическое настроение. Фуга
5. 10. Шишаков. Две прелюдии и фуги.
6. Ж. Рамо. Курица
7. Н. Чайкин. Сарабанда из Концертной сюиты.

ПЬЕСЫ ДЛЯ АНСАМБЛЕЙ
1. Н. Римский-Корсаков. Шествие Берендея из оперы «Снегурочка»
2. А. Шалаев. Сказочный хоровод
3. Э. Григ. Лирическая пьеса
4. И. Бах. Прелюдия си-бемоль минор

Скачать сборники Скачать школу