Ю. Акимов - Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне

Школа игры на баяне

Учебное пособие для баяна

 

 

Книга-пособие баяниста Акимова
Ю. Акимов
Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне
"Советский композитор", 1980г.
номер с5020к

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современное исполнительское искусство баянистов основывается на развитии и совершенствовании системы музыкального образования, методики обучения, исполнительского мастерства, репертуара, а также на эволюции конструкции и качества инструмента. Вопросы теории исполнительства на баяне должны с полным правом занять место в этом ряду. Но, к сожалению, баянисты до настоящего времени не придают еще должного значения теории баянного исполнительства как одному из важнейших направлений «баянизма» роль которого особенно остро выступает в общественной направленности исполнительского творчества.
Баян — русский народный инструмент не только по своему происхождению. Его становление и развитие происходило под влиянием прежде всего национальных традиций. Став профессиональным, он служит народу на концертной эстраде и как сольный инструмент, и в составе оркестров и ансамблей народных инструментов. Кроме того, он по-прежнему любим и популярен в художественной самодеятельности, в домашнем музицировании. Поэтому даже узкоспециальные вопросы исполнительства на уровне основ научной теории нельзя отрывать от более широких проблем самодеятельного искусства, которые затрагиваются в монографии по мере необходимости. Тем не менее настоящая работа рассчитана на читателя-профессионала— исполнителя, педагога, учащегося,— призванного утверждать высокие нравственные идеалы и нести их в массы. Знание профессиональным баянистом теоретических основ, на которых зиждется его творческая деятельность, является предпосылкой для наиболее углубленного влияния музыкального искусства на сознание людей. Тем самым значение искусства как специфической формы общественного сознания и средства воспитания широких народных масс повышается.

Рассматривая деятельность исполнителя-баяниста через призму действенности музыкально-исполнительского искусства, мы поднимаем частную задачу подготовки профессионала до уровня актуальной проблемы воспитания всесторонне развитой личности музыканта, что и является предметом этой книги. В ней мы идем по пути постановки общих проблем, раскрытия ряда частных вопросов и возврата на этой основе к общему.
Первый раздел работы посвящен рассмотрению общих вопросов воспитания баяниста. Во втором — раскрываются взаимоотношения исполнителя и композитора через музыкальное произведение (причем этот вопрос рассматривается как в теоретическом аспекте, так и в плане практического проявления общих закономерностей в творчестве исполнителя-баяниста). В третьем разделе затрагиваются некоторые вопросы взаимоотношения педагога и ученика, исполнителя и слушателя. Сквозной нитью через всю книгу проводится мысль о прямой зависимости исполнительского искусства от искусства педагогического: педагог формирует не только профессиональное мастерство исполнителя, но и его идейно-творческую концепцию.

Как решать трудности баянисту Скачать пособие

Разбор произведений в пособии:

КОНЦЕРТ для баяна с оркестром си-бемоль мажор Н.ЧАЙКИН
КОНЦЕРТ для готово-выборного баяна с оркестром П.Лондонов
ФАНТАЗИЯ И ФУГА g-moll, a-moll И.С . БАХ
СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ Русская народная песня Обработка Ю.Акимова
ТАНЕЦ КОМАРА А.ЛЯДОВ
ПЕСНЯ А.ХОЛМИНОВ
ПАРТИТА Вл.ЗОЛОТАРЕВ
СКЕРЦО из Сюиты для баяна А.ХОЛМИНОВ
ПРЕЛЮДИЯ А.РЕПНИКОВ
РЮИ-БЛАЗ Увертюра Ф.Мендельсон
ВЕЧЕР В ДЕРЕВНЕ Б.БАРТОК
СЮИТА для баяна, IV часть А.ХОЛМИНОВ
ПРЕЛЮДИЯ А.СКРЯБИН, соч.11, №4
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА a-moll И.С. БАХ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ФРАГМЕНТ Д.КАБАЛЕВСКИЙ
ВАРИАЦИИ на тему русской народной песни Полосынька И.ПАНИЦКИЙ
КОМАРИКИ, КОМАРОЧКИ МОИ Русская народная песня Обработка П. Лондонова