Ю.Акимов Прогрессивная школа игры на баяне

Часть 2

Самоучители

 

Как работать над произведением при обучении игре на баяне - самоучитель

 

 

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

 

 

Учащийся формируется как музыкант в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Основой обучения является работа над произведением. Именно здесь учащийся приобретает знания, умения и навыки, необходимые для его дальнейшего развития, и главное, умение самостоятельно изучать произведение.

Несмотря на многообразие произведений, работа над ними основывается на общих принципах. Весь процесс работы можно разделить на три этапа, которые в практике тесно связаны между собой — порой трудно выявить, где кончается один этап и начинается другой. Но для более четкого определения частных задач и конечной цели работы над произведением вполне оправдано такое условное разделение:

1) знакомство, с произведением;
2) освоение выразительных средств;
3) работа над художественным содержанием произведения

На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении и эмоциональное восприятие его в целом. Содержание работы — знакомство с материалами о произведении и знакомство с самим произведением.
Прежде всего педагог должен рассказать учащемуся о создателе произведения (будь то композитор или народ); об эпохе, в которую оно возникло; о стилистических особенностях письма и требуемой манере исполнения; характере произведения, его форме, основных темах. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя для иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении или в звукозаписи. Учащимся старших классов можно порекомендовать литературу о композиторе или о произведении. Здесь же, во время предварительного знакомства с пьесой, педагог должен предупредить ученика о трудностях, с которыми ему предстоит встретиться, и рассказать в общих чертах о путях их преодоления.

Затем учащийся проигрывает произведение с начала до копна по возможности без длительных остановок; если это крупное произведение, допустимы остановки между большими законченными частями. Иногда педагог предлагает ученику предварительно ознакомиться с наиболее трудными фрагментами. Во время игры необходимо обращать внимание на указания темпа, динамики, штрихов.
Погрешности исполнения отмечаются (про себя) учащимся и педагогом, но на данном этапе па них не следует сосредоточиваться.

Большую помощь при начальном проигрывании оказывает дирижирование педагога. Не тактирование или счет вслух, а именно дирижирование, которое помогает попять характер произведения. Примерно такое же значение имеет совместное исполнение пьесы учащимся и педагогом. Кроме того, эти приемы не позволяют учащемуся останавливаться из-за мелких ошибок и, следовательно, способствуют более цельному восприятию произведения.

Итак, в результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен как можно полнее знать о нем, понимать технические и художественные задачи и представлять звучание.
Несмотря на свою важность, первый этап работы над произведением непродолжителен — один-два урока.
Самым же трудоемким и длительным является второй этап. Основное здесь —работа над передачей в звучании выразительных средств музыкального текста. Применение различных способов звукоизвлечения обусловливается авторскими указаниями характера пьесы, темпа, штрихов, динамических и агогических  нюансов.
Произведение целесообразно играть по частям. Чем лучше будут отработаны отдельные детали и трудные места пьесы, тем легче будет потом сосредоточить все внимание на художественной стороне исполнения. Деление на части должно производиться на основе анализа формы сочинения; надо установить количество и границы частей, периодов, предложений, фраз, а также их тематическое сходство или различие. Следует отрабатывать отдельные фразы, объединяя их затем в предложения, периоды. Правильная фразировка — одна из основ выразительного исполнения. Работая над фразировкой, необходимо определить границы фраз, артикуляцию внутри фразы, звуковое соотношение фраз при объединении их в более крупные построения. На данном этапе важно установить артикуляцию внутри фразы и ее кульминацию.
Правильность фразировки, высокое качество звучания и выразительность исполнения зависят от того, насколько хорошо баянист владеет мехом. Кроме того, от владения меховыми приемами звукоизвлечения целиком зависит исполнение ряда штрихов (sforzando, marcato, portamento, некоторые виды staccato, tremlo). При распределении смены движения меха следует исходить прежде всего из художественной целесообразности. Как правило, смена движения меха производится на границах фраз, но при необходимости она возможна и внутри фразы. В этом случае особенно важна плавная, без резких рывков смена движения меха, чтобы не нарушить развития музыкальной мысли. Учащийся должен уметь расчетливо пользоваться во время игры запасом воздуха в мехе баяна, то есть добиваться необходимой силы и качества звучания при экономном использовании запаса воздуха и минимальных движениях меха. Чтобы гарантировать себя от случайной нехватки воздуха в инструменте, не следует доводить мех до крайних пределов сжима и разжима.

Особое значение имеет работа над техническими трудностями, преодоление которых является основным условием свободы исполнения. Сначала нужно разобрать технически сложное место: уяснить структуру —то есть понять, какова его фактура и ее расположение на клавиатуре,— определить элементы техники. От этого анализа зависит и выбор рациональной аппликатуры. Аппликатуру можно считать правильной, если она удобна, использует естественное чередование пальцев а их нормальную растяжку. Но главное — аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Следует использовать только установленную аппликатуру, не допуская даже случайного применения других пальцев, — это служит залогом быстрого и прочного выучивания произведения.

Работа над техническими трудностями проводится, как правило, путем многократных повторений в замедленном темпе небольших однородных по структуре построений. Замедленный темп позволяет найти и закрепить необходимые игровые движения; кроме того, ученик успевает сыграть уверенно все звуки правильной аппликатурой и, что не менее важно, тщательно проконтролировать слухом качество исполнения. Но не следует долго задерживаться на игре в медленном темпе, так как это может привести к выработке пассивных и вялых игровых движений. После появления уверенности теми необходимо ускорить, постепенно доводя его до требуемого. Однако если после нескольких проигрываний снова возникнут затруднения, надо вернуться к медленному темпу.

Результатом проделанной работы должно быть свободное и уверенное владение всеми средствами выражения художественного содержания произведения.
На третьем этапе синтезируется все, что сделано ранее; устанавливается звуковое соотношение фраз внутри предложений, предложений — внутри периодов и периодов—внутри более крупных построений; определяется единая линия развития музыкального материала, выявляется главная кульминация произведения, соотношение с ней частных кульминаций. Рекомендуется работать над всем произведением либо над его крупными разделами, объединяя их затем в законченное целое.
Чтобы создать стройную композицию и правильно раскрыть художественный образ музыкального произведения, надо опираться на авторские указания в нотном тексте. К сожалению, встречаются баянисты, которые, стремясь передать индивидуальное отношение к пьесе, не выполняют авторских указаний, вводят свои динамические и агогические нюансы. Это свидетельствует о недостаточной исполнительской культуре. Верная интерпретация произведения зависит от точного прочтения текста. Разумеется, у каждого баяниста может быть свои трактовка сочинения и индивидуальная манера исполнения, но это не должно противоречить тому, что написано в нотах.
Деление работы над произведением на этапы условно, так как она представляет собой единый процесс, в котором неизбежны повторения и возвращения к тому, что было сделано. Так, например, при объединении частей в единое целое, когда вся пьеса исполняется в требуемом темпе, необходимо проигрывать отдельные места в медленном темпе, чтобы предупредить неточности и ошибки. Продолжается работа над техническими трудностями, фразировкой и т. д.

Итак, выявляется основной путь изучения любого музыкального произведения: от общего (ознакомление с произведением в целом на первом этапе) к частному (отработка элементов на втором этапе) и опять к общему, но в новом качестве (создание цельного художественного образа на третьем этапе).
Работу над произведением хорошо завершить публичным выступлением ученика. Концерт всегда приносит новое, неожиданное ощущение. Непривычная обстановка эстрады, зала настолько действует на учащегося, что его исполнение становится отличным от игры в обычной, классной обстановке. Чтобы подготовить учащегося к выступлению, надо предварительно поставить его в условия, близкие к концертным: организовать несколько репетиций в зале, где состоится выступление, пригласив на них слушателей из числа педагогов или родителей учащихся; дать возможность исполнить всю программу целиком, не прерывая игры, в том порядке и с теми промежутками между пьесами, которые будут на концерте. Во время репетиций вносятся последние коррективы в исполнение. Перед концертом педагог должен побеседовать с учащимся о внешнем виде и поведении на эстраде — выходе, посадке, поклоне, уходе: это будет способствовать не только созданию благоприятного впечатления у публики, но и внутренней собранности исполнителя, повышению чувства ответственности.

После концерта, на очередном уроке, надо указать на допущенные ошибки, дать оценку игре и поощрить ученика. Таким образом, концертное выступление становится частью учебного процесса: оно завершает работу над репертуаром и дает материал для дальнейших занятий.
Рассмотрим процесс работы над произведением на конкретных примерах (смотри .в самоучителе).