Название этому музыкальному инструменту дано русским гармонистом Я. Орланским-Титаренко
(1877—1941) по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна,
упоминаемого в героической летописи «Слово о полку Игореве».
Баян относится к семейству гармоник (от греческого слова армоникос — гармонический).
Его предками являются губная и ручные однорядные и двухрядные гармоники.
На таких гармониках можно играть лишь очень простые мелодии. Постепенно
им на смену и пришла более совершенная гармоника — баян. Теперь это один
из самых любимых и наиболее распространенных музыкальных инструментов.
Баян состоит из трех основных частей:
1) правой части корпуса с тремя рядами клавиш для правой руки (правая
клавиатура); счет рядам ведется от середины инструмента; первым считается
ряд, расположенный у решетки, закрывающей клапаны;
2) левой части корпуса с пятью рядами клавиш для левой руки (левая клавиатура);
ряды отсчитываются также от середины инструмента;
3) меха, соединяющего правую и левую части корпуса.
Источником звука на баяне являются металлические язычки («голоса»), которые
приводятся в движение потоком воздуха, нагнетаемого при помощи меха.
Звучание голосов может быть сильным или слабым, ровным или толчкообразным,
постепенно усиливающимся или ослабевающим — в зависимости от приема ведения
меха. При этом очень громкий звук не должен быть крикливым, а тихий—вялым.
Надо, чтобы и в том и в другом случае он был певучим. Этому способствует
и хорошее качество инструмента. У хорошего инструмента корпус и мех плотно
соединены, а отверстия, ведущие к голосам, плотно прикрыты клапанами так,
чтобы не было потери воздуха. С закрытыми клапанами (не нажатыми клавишами)
мех должен растягиваться с трудом.
Лучшим будет тот инструмент, который расходует меньше воздуха во время
игры. Низкие и высокие голоса должны, одинаково хорошо отзываться при
тихом и громком звуке.
Левая клавиатура по звучанию не должна быть сильнее правой, а аккорды
— сильнее баса. Клавиши правой и левой клавиатур должны стоять ровно,
нажиматься не очень туго, но и не слишком легко. Тугая клавиатура будет
затруднять игру, а при легкой — недостаточно плотно прикрываются отверстия.
Инструмент требует бережного обращения. Сжимать мех после остановок в
исполнении следует при помощи воздушного клапана или нажав наибольшее
число клавиш на обеих клавиатурах.