В настоящем пособии рассматриваются
главным образом специфические вопросы обучения баяниста, выработки определенных
исполнительских навыков, работы над художественным произведением.
Автор намеренно не затронул вопросы общепедагогического характера (воспитание,
организацию педагогического процесса и т. п.), считая, что они являются
общими для всех музыкантов, и за разъяснением их читатель может обратиться
к другим источникам (работам выдающихся мастеров советской педагогики,
пианистов, скрипачей и т. д.).
ОТ АВТОРА
Настоящая работа рассчитана на молодых баянистов — педагогов и исполнителей,
а также учащихся музыкальных учебных заведений и самостоятельно изучающих
основы игры на баяне.
Общность задач обучения, принципиальное сходство инструментов делают возможным
использование данного пособия и аккордеонистами.
В работе над пособием автор, помимо личных наблюдений, опирался на такие
источники, как «Строение музыкальных произведений» Л. Мазеля (Музгиз,
М., 1960) и «Артикуляция» И. Браудо (Музгиз, Л., 1961).
Автор приносит искреннюю благодарность проф. И. А. Браудо за ценнейшие
советы, данные им в процессе создания настоящей работы.
Признательность за оказанную помощь автор выражает также своим коллегам
— преподавателям кафедры народных инструментов Ленинградской ордена Ленина
государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Во втором издании внесены поправки в главу «Развитие исполнительских навыков».
Раздел «Постановка» трактуется в соответствии с новыми положениями, разработанными
автором при участии доктора медицинских наук Е. А. Дыскина и кандидата
медицинских наук Е. И. Зайцева.