Основы игры на баяне - П. Говорушко

Глава III
Работа над художественным произведением

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

СИЛА ЗВУКА
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ

 

Сила звука и динамические оттенки целиком относительны. Определенные динамические ступени будут различны по звучанию не только у разных инструментов (баян, рояль), но и у одинаковых. Так, например, // у различных баянов будет различным. Значит, сила звучания зависит от возможностей инструмента. Добиваясь предельных звучаний, нужно учитывать эти возможности. Однако эффективность звучания той или иной динамической ступени зависит от контрастности чередования этих ступеней.
Работу над овладением основными динамическими ступенями (рр, р, f, ff) следует начинать уже в раннем периоде обучения. Постепенно у учащегося должно выработаться острое ощущение разницы между динамическими ступенями. И чем больше эта разница, тем ярче будет исполнение, тем шире общий размах звучания. Наличие широких динамических возможностей есть одно из основных достоинств инструмента, однако многое зависит и от исполнителя. Даже в каждом регистре одного инструмента (низком, среднем, высоком) одна и та же динамическая ступень будет звучать по-разному, поэтому изучение возможностей своего инструмента должно быть постоянной заботой- ученика.
Наилучшим способом приобретения навыка исполнения динамических оттенков и изучения возможностей инструмента является игра гамм с чередованием различных динамических ступеней звучания (см. главу II).
Таким же образом следует работать над навыком исполнения акцента и сфорцандо. Кстати сказать, эти два понятия часто смешивают. В чем же разница между ними?
Акцент (обозначается >) звучит ровно, подчеркнуто на всем протяжении длительности. Точное выдерживание всей длительности акцентируемого звука совершенно обязательно. Акцент обычно отчленяется от предыдущей длительности взятием «сверху». Чередующиеся акценты не залиговываются, хотя следуют друг за другом без заметной паузы:

Ноты к песням - баян, аккордеон

В данном примере каждый акцентируемый звук (ми, соль, до) исполняется подчеркнуто, выдерживается точно, и лишь после этого можно переходить на следующий звук. Он исполняется быстрым движением «сверху». Степень подчеркивания согласовывается с долей, на которую приходится акцент. На сильной и относительно сильной доле он будет соответственно значительнее, чем на слабой.
При движении легато акцент обычно разрывает лигу. Например:

Ноты к песням для баяна

или:

Нотные сборники

Если Длительность акцентируемого звука не должна вы держиваться полностью, над или под ней ставится точка:

Ноты из самоучителя - школы

В обоих тактах первые восьмые будут подчеркнуты, но стаккатированы, восьмые же с точкой — точно выдержаны.
Сфорцандо (sf) как исполнительский прием на баяне отличается от акцента тем, что подчеркивается только первый момент звучания длительности с последующим быстрым резким снижением звучности. Вся длительность также обычно выдерживается полностью:

Ноты для баяна

Исполнение акцента и sf, сила их звучания весьма относительны и всегда тесно связаны с характером произведения.
Умелое пользование приемом sf позволяет подчеркнуть тот или иной голос полифонической фактуры. Поэтому при переложении оркестровых или фортепианных произведений для баяна иногда целесообразна замена акцента приемом sf. Вот пример:

Скачать сборник

Исполнение фа в верхнем голосе как акцентируемого звука не позволяет показать движение в нижних голосах, сфорцандо же дает такую возможность.
Следует помнить и некоторые особенности исполнения крешендо и диминуэндо. Заключаются они в следующем:

а) усиление или ослабление звучания должно начинаться только после показа исходной степени звучности. Например, если крешендо начинается с р, то следует сначала показать это р, а усиление начать несколько позже:

Скачать самоучитель

б) усиление звучности чаще делается на коротких, чем на долгих длительностях. Короткие длительности являются ступеньками, по которым идет усиление, а долгие лишь фиксируют и поддерживают достигнутую звучность. Это объясняется тем, что начало звучания долгих длительностей обычно приходится на первую, более сильную часть доли. Крешендо же на них может переносить опору на вторую, слабую часть доли. «Вытягивание» долгих длительностей вызывает ощущение чрезмерной чувствительности, «слезливости». Усиление внутри одной длительности допустимо лишь в известной мере, необходимой для выразительного исполнения мелодии, как динамическая связка в легатиссимо или когда на это имеется особое указание:

Пособия для баяна

в) особенностью исполнения крешендо на баяне является необходимость увеличения связности звучания. Так, например, при р стаккато будет коротким, острым, а при — глубоким, сочным. Бас при крешендо постепенно удлиняется.
В точке завершения крешендо он становится наиболее значительным;
г) диминуэндо исполняется равномерно на всех длительностях. Напомним, что исполнению крешендо и диминуэндо не должны сопутствовать соответственно ускорение и замедление.
Следует напомнить еще и о том, что на баяне нельзя достигнуть крешендо в одном каком-либо голосе. Поэтому при переложении и исполнении оркестровых или фортепианных произведений указание на крешендо делается только тогда, когда оно относится к главному голосу. В следующем примере крешендо проводится в аккомпанементе, мелодическая же нота ре на фортепиано, наоборот, затухает. Механическое перенесение крешендо при переложении для баяна исказит звучание фразы, так как вместе с усилением в аккомпанементе будет усиливаться и нота ре:

Ноты для баяна


Правильным будет начать крешендо лишь после снятия ре, то есть со второй доли следующего такта.