Основы игры на баяне - П. Говорушко

Глава III
Работа над художественным произведением

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

ТЕМП
АГОГИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ

 

 

Вряд ли можно переоценить значение темпа музыкального произведения. Найти правильный темп так же необходимо, как и определить кульминации, выбрать нужный прием исполнения и т. п. При неправильном темпе исполнитель будет чувствовать себя «неудобно», а пьеса казаться недоработанной. Исполнение будет невыразительным, а часто и сбивчивым.
Определив правильный темп уже достаточно усвоенной пьесы, преподаватель должен требовать неоднократного ее исполнения на уроке именно в этом темпе. Только так ученик сможет запомнить темп, как бы сжиться с ним.

Определение правильного темпа часто является делом нелегким. Конечно, это можно сделать при помощи метронома, но он далеко не всегда имеется под рукой. В таких случаях пользуются наручными или карманными часами, маятник которых с незначительным отклонением делает 300 колебаний в минуту. Темп определяют следующим образом: число 300 делят на имеющееся в нотах указание метронома и получают количество колебаний маятника на указанную длительность. Например, в нотах указание: четвертная = 150. Определяем темп: 300:150 = 2. Это значит, что длительность каждой четверти будет равна двум колебаниям маятника. Если в указании метронома на месте четверти другая длительность, она также будет в данном случае равна двум колебаниям. Другие примеры: половинная = 100; 300:100 = 3; половинная = 3. Восьмая = 75; 300:75 = 4; восьмая = 4. Целая =60; 300 : 60 = 5; целая = 5.
Если в нотах указана цифра, на которую число 300 не делится, то она округляется. Например, половинная = 82. Округляем: половинная = 75; 300:75 = 4; половинная = 4.
Разница в темпе будет небольшая, и ее можно учесть дополнительно.

Ускорение темпа. Оно обозначается итальянским словом accelerando (аччелерандо). Accelerando всегда происходит на долгих длительностях. Короткие же длительности внутри отдельных групп исполняются ровно. Accelerando поддерживается ступенчатым ускорением целых ритмических построений. Внутри музыкальных фраз, как правило, встречаются едва заметные ускорения и замедления темпа — агогические оттенки. Непосредственно перед наступлением кульминационного момента начавшееся ускорение чаще всего прекращается, возвращается или даже расширяется (allargando — алляргандо) прежний темп:

Ноты из самоучителя для баяна


Замедление темпа (ritenuto — ритенуто), как и диминуэндо, должно происходить равномерно на всех длительностях.