Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона
Характерные трудности в работе над ритмом особенно
ярко проявляются при переходе ученика к исполнению нечетных длительностей,
а также шестнадцатых.
Большинство учеников лишь формально усваивает деление длительностей. У
них и возникают значительные трудности при исполнении нот с точкой и шестнадцатых.
Чтобы предупредить встречающиеся трудности, с первых же уроков следует
добиваться естественного слухового ощущения учеником составных частей
той или иной длительности. В чем же заключается это естественное ощущение?
а) Если ученик не выдерживает долгих звуков, следует их показать так:
б) если ученику не удается ровное исполнение звуков более мелкой метрической
категории
следует поступить так:
Другой пример:
в) аналогичным образом показываются ученику состав ные части и нечетных длительностей.
При изучении приема стаккато следует предупредить произвольное сокращение фактически получающихся пауз между стаккатируемыми звуками. Причиной возникновения их чаще всего является лишь неумение слышать составные части длительности.
Только точный слуховой контроль помогает устранить неритмичное исполнение.
Развитие чувства ритма тесно связано с развитием координации движений
исполнительского аппарата. Совершен-' ствование координации в свою очередь
развивает слуховые ритмические представления.
Более сложной представляется работа над развитием навыков исполнения различных
ритмических сочетаний (три звука на два, три на четыре и т. п.). Ориентиром
для проверки правильности сочетания различных ритмических рисунков является
отсчет. Для этого нужно лишь найти наименьшее общее кратное и разделить
его на числа, обозначающие данные ритмические фигуры. Например, сочетаются
три звука и два. Наименьшим общим кратным к 3 и 2 будет 6 (3X2 = 6):
Также три и четыре. Наименьшее кратное будет 12:
Отсчет сложных ритмических сочетаний более труден. Встречаются такие сочетания
гораздо позже, когда слуховые представления более развиты и необходимость
отсчета часто уже отпадает.