Основы игры на баяне - П. Говорушко

Глава III
Работа над художественным произведением

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

МЕТР

 

 

К сожалению, для многих исполнителей, особенно учащихся, метр есть понятие чисто теоретическое. Если сильные доли в их исполнении отмечаются достаточно ясно, то услышать соответствующее звучание слабых долей приходится значительно реже. Но и сильные доли часто чередуются лишь механически, что создает впечатление необычайной тяжести и даже бессмысленности исполнения.
Понимая метр как чередование сильных и слабых долей, следует помнить, что сильные доли не могут быть одинаковыми. Степень их весомости целиком зависит от строения музыкальной фразы. Сильная доля в начале фразы, предложения будет менее значительной. Сравнительно более сильной будет та доля, на которую приходится кульминационный момент (он чаще всего совпадает именно с сильной долей). Причем кульминация фразы менее значительна, чем кульминация предложения, а затем периода, части, целого произведения. Сопоставляя все это, можно представить себе, как разнообразен характер звучания сильной доли.
Правильное исполнение слабой доли позволяет отнести на второй план все менее значительное и таким образом еще более оттенить, подчеркнуть главное.
Особенно часто нарушается метрическое строение в тех случаях, когда появляются ритмические образования (группировки), не характерные для данного размера:

Ноты для баяна

Здесь имеются ритмические образования, характерные для двухдольного размера, но опорные моменты расположены в соответствии трехдольному. Часто этот отрывок исполняется так

Скачать ноты Чайковского

Как видим, опорные моменты произвольно перемещаются. Такое исполнение нарушает метрическую основу вальса, искажает его характер и смысл, а потому совершенно недопустимо.
Таких примеров в литературе множество. Особенно много их у П. Чайковского (вальсы из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Аналогичное построение имеется и в Скерцо (Си-бемоль мажор) М. Мусоргского. И всюду требуется четкое произнесение опорного момента на сильной доле.