Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона
К сожалению, для многих исполнителей, особенно
учащихся, метр есть понятие чисто теоретическое. Если сильные доли в их
исполнении отмечаются достаточно ясно, то услышать соответствующее звучание
слабых долей приходится значительно реже. Но и сильные доли часто чередуются
лишь механически, что создает впечатление необычайной тяжести и даже бессмысленности
исполнения.
Понимая метр как чередование сильных и слабых долей, следует помнить,
что сильные доли не могут быть одинаковыми. Степень их весомости целиком
зависит от строения музыкальной фразы. Сильная доля в начале фразы, предложения
будет менее значительной. Сравнительно более сильной будет та доля, на
которую приходится кульминационный момент (он чаще всего совпадает именно
с сильной долей). Причем кульминация фразы менее значительна, чем кульминация
предложения, а затем периода, части, целого произведения. Сопоставляя
все это, можно представить себе, как разнообразен характер звучания сильной
доли.
Правильное исполнение слабой доли позволяет отнести на второй план все
менее значительное и таким образом еще более оттенить, подчеркнуть главное.
Особенно часто нарушается метрическое строение в тех случаях, когда появляются
ритмические образования (группировки), не характерные для данного размера:
Здесь имеются ритмические образования, характерные для двухдольного размера, но опорные моменты расположены в соответствии трехдольному. Часто этот отрывок исполняется так
Как видим, опорные моменты произвольно перемещаются. Такое
исполнение нарушает метрическую основу вальса, искажает его характер и
смысл, а потому совершенно недопустимо.
Таких примеров в литературе множество. Особенно много их у П.
Чайковского (вальсы из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Аналогичное
построение имеется и в Скерцо (Си-бемоль мажор) М. Мусоргского. И всюду
требуется четкое произнесение опорного момента на сильной доле.