Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона
Как известно, лиги в литературе для баяна проставляются
по вокальному принципу. Часто они охватывают целые построения (фразы,
предложения), как бы сообразуясь с дыханием певца. Такие лиги обычно определяют
следующее:
а) прием исполнения (легато);
б) наличие лишь одной кульминационной точки;
в) расположение цезуры и наиболее удобный момент
смены направления меха (перед лигой и после нее).
Правильное произнесение текста, объединенного фразировочной лигой, требует
обязательнейшего соблюдения всех этих условий. Исключение может составлять
лишь смена направления меха, часто необходимая и внутри фразы. И чем больше
построение, объединенное лигой, тем чаще требуются дополнительные смены.
Внутри же маленьких построений (фраз), представляющих собой
двутакты в простых размерах (2/4 ? 3/8), смена
меха нежелательна.
Приведенный пример подтверждает сказанное. Здесь легато— обязательный
прием. Кульминационный момент только один — на сильной доле 3-го такта.
Дополнительная смена меха здесь вполне возможна внутри лиги — перед кульминацией.
Из этого вовсе не следует, что возможны произвольные разрывы лиг; только
точное их соблюдение может сделать исполнение ясным по форме, осмысленным.
Однако плавное, непрерывное движение от цезуры до цезуры свойственно лишь
пьесам определенного характера и отражает только одну специфическую особенность
исполнительства на баяне.
Чаще все же случается так, что плавное движение закономерно прерывается
и лига охватывает уже не все построение, а лишь часть его.
Каковы же эти закономерности? К ним можно отнести появление внутри фраз
различных динамических эффектов, украшений (мелизмов), а также некоторые
особенности строения мелодии, чередование приемов исполнения и т. п.
Об исполнении динамических оттенков уже сказано выше, поэтому рассмотрим
особенности исполнения мелизмов:
а) форшлаг (перечеркнутый, из двух, трех нот и т. д.) всегда фактически
разрывает лигу, хотя написание ее может быть и обычным. Разрыв лиги вызывается
необходимостью отчленения форшлага от предыдущей длительности, а также
приготовлением исполнительского аппарата для более активного, быстрого
движения.
Здесь лига объединяет весь мотив. Фактически же она начнется от форшлага, который обязательно должен исполняться приемом «сверху». Иначе звучание будет таким:
Появление форшлага в более крупных построениях (фразе, предложении) требует написания не одной, а нескольких лиг.
Требуют разрыва лиги и другие мелизмы:
б) мордент:
в) группето:
г) трель:
Очень важно при исполнении мелизмов помнить, что звук, предшествующий
украшению, должен выдерживаться полностью. Разрыв лиги вынужденный, и
ее окончание не следует смешивать с лигой, оканчивающей фразу и укорачивающей
последнюю длительность. Переход к мелизмам происходит быстрым движением
«сверху» без сколько-нибудь ощутимой паузы.
Невозможность ввести более длинные лиги в некоторых случаях связана с
структурными особенностями мелодического движения. Одна из них заключается
в появлении новых, значительно более мелких метрических категорий, требующих
специальной подготовки исполнительского аппарата. Так, в приводимом примере
после восьмой с точкой появляются тридцать вторые, требующие отдельного,
более быстрого движения. Отчленение их от этой восьмой и позволяет приготовить
руку к их исполнению:
В следующем примере без разрыва лиги и специальной подготовки руки исполнение шестнадцатых будет очень затруднено:
Исключение представляет движение мелодии по тонам трезвучий. В таких случаях
лига будет общей:
Часто длительности соседней метрической категории отчленяются от предыдущих. Например, при наличии репетиции:
Общая лига может быть заменена частной, если особенности мелодического развития требуют яркой подчеркнутости структуры мотива. Как известно, строение мотива может быть ямбическим 1 (ударение в середине или в конце) и хореическим (ударение в начале). Соответственно этому и ставится смысловая лига. Характерным признаком, отличающим ямб от хорея, является наличие затакта у ямба и отсутствие его у хорея. Вот, например, хореический мотив. Здесь будет правильной именно такая лига:
В следующем примере — мотив ямбический. Сильная доля удлинена и отчленена
от последующей интервалом кварты. Все три восьмые явно устремлены к сильной
доле следующего такта. Соответственно этому строению поставлена и лига:
Введение общей лиги невозможно также при появлении синкопы.2
Наконец использование коротких лиг бывает вызвано чередованием исполнительских
приемов, чаще всего легато и стаккато. Рассматривая закономерности чередования
этих приемов, проф. И. А. Браудо одну из них называет «приемом восьмушки».
Этот способ произнесения мелодии сводится к «расчленению больших длительностей
на фоне связанных меньших.».
Особенно характерно это в том случае, если «мелодия складывается из двух
соседних метрических категорий, т. е. из шестнадцатых и восьмых или из
восьмых и четвертей, или из четвертей и половин».
Эту закономерность автор относит к музыке И.-С. Баха, однако ее можно
распространить на музыку самых различных стилей:
Прием «восьмушки» постоянно встречается и при наличии повторяющихся звуков:
Рассматривая оба примера, нетрудно убедиться, что связанные
шестнадцатые ноты находятся на сильном времени, а следующие за ними стаккатируемые
восьмые — на слабом. Кроме того, связанные длительности являются кульминациями
фраз, состоящих из двутактов. Отсюда следует, что лига вовсе не случайна.
Посредством штриха подчеркнуты кульминационные моменты. В этом глубокая
связь так называемых штриховых лиг с фразировочными, смысловыми.
В обоих приведенных примерах иная расстановка лиг не только не будет содействовать
выявлению смысла данной мелодии, но даже исказит его. Представим звучание
одного из этих отрывков с такими штрихами:
В таком виде слух воспримет тему как затактовую. Сильная
доля будет казаться затактом, а слабая — «два» будет выглядеть как «раз».
Воспроизведения нормальной метрической пульсации здесь можно достигнуть
лишь нарочитым подчеркиванием сильного времени, тйгда как в первом варианте
его подчеркивают сами штрихи.
Из сказанного можно заключить, что связывание звуков вообще более характерно
для сильного или относительно сильного времени, а расчленение их — для
слабого.
Таковы основные причины необходимого, закономерного прерывания общей лиги.
В учебной практике часто можно заметить и ничем не оправданное нарушение
приема легато. Особенно часто учащиеся теряют контроль за постоянным соблюдением
легато в следующих случаях:
а) при исполнении арпеджированных движений. Однообразная группировка
по 4 или по 3 ноты и разделение их довольно большими интервалами невольно
приводит к замене общей лиги частными:
В таком случае необходимо предложить ученику проконтролировать
легато между последним звуком предыдущей и первым звуком последующей группы
длительностей;
б) при исполнении ломаных октав и секст;
Здесь также важно проследить легато верхнего звука с последующим
нижним. Совершенно аналогична в этом отношении и вариация ломаными секстами
в «Полосоньке» И. Паницкого;
в) в двухголосии, при одновременном сочетании легато и стаккато в правой
руке, важно добиться, чтобы залигованные звуки продолжали звучать после
снятия стаккати-руемых. Для наглядности их можно записать так:
При исполнении приемом стаккато основной мелодии подголоски часто невозможно исполнить штрихом легато, гак как на слух их значение меняется: легато будет восприниматься как основная мелодия, а стаккато — как подголосок:
но не так:
г) разрыв лиги часто можно обнаружить и при исполнении партии левой руки. При выдержанном или мелодическом басе лига не должна прерываться или затушевываться нечетким исполнением аккомпанемента:
Аккомпанемент снимается раньше, чем выдержанный бас;
д) иногда лига появляется и при исполнении различных сочетаний баса и
аккордов. Здесь следует придерживаться следующего правила: чем большим
количеством аккордов разделяются басы, тем они должны быть значительнее.
Постепенное их удлинение приводит к залиговыванию баса с последующим аккордом:
Исключение составляет аккомпанемент, аккорды которого выражены более мелкими метрическими категориями, чем бас:
Здесь бас выражен восьмой, а следующие за ним аккорды шестнадцатыми.
Имея в виду правило, что более мелкие длительности чаще всего относятся
к более крупным последующим, лигу между басом и аккордом ставить ненужно.
Аналогичным этому является, например, и аккомпанемент «Шествия» из «Кавказских
эскизов» М. Ипполитова-Иванова.
Приведенные примеры достаточно убедительно подчеркивают многообразие значения
лиги в исполнительстве на баяне.