Основы игры на баяне - П. Говорушко

Глава III
Работа над художественным произведением

Самоучители

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

 

 

ЛИГА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

 

Как известно, лиги в литературе для баяна проставляются по вокальному принципу. Часто они охватывают целые построения (фразы, предложения), как бы сообразуясь с дыханием певца. Такие лиги обычно определяют следующее:
а) прием исполнения (легато);
б) наличие лишь одной кульминационной точки;
в) расположение цезуры и наиболее удобный момент
смены направления меха (перед лигой и после нее).
Правильное произнесение текста, объединенного фразировочной лигой, требует обязательнейшего соблюдения всех этих условий. Исключение может составлять лишь смена направления меха, часто необходимая и внутри фразы. И чем больше построение, объединенное лигой, тем чаще требуются дополнительные смены.

Легато - ноты

Внутри же маленьких построений (фраз), представляющих собой двутакты в простых размерах (2/4 ? 3/8), смена
меха нежелательна.
Приведенный пример подтверждает сказанное. Здесь легато— обязательный прием. Кульминационный момент только один — на сильной доле 3-го такта. Дополнительная смена меха здесь вполне возможна внутри лиги — перед кульминацией. Из этого вовсе не следует, что возможны произвольные разрывы лиг; только точное их соблюдение может сделать исполнение ясным по форме, осмысленным.
Однако плавное, непрерывное движение от цезуры до цезуры свойственно лишь пьесам определенного характера и отражает только одну специфическую особенность исполнительства на баяне.
Чаще все же случается так, что плавное движение закономерно прерывается и лига охватывает уже не все построение, а лишь часть его.
Каковы же эти закономерности? К ним можно отнести появление внутри фраз различных динамических эффектов, украшений (мелизмов), а также некоторые особенности строения мелодии, чередование приемов исполнения и т. п.
Об исполнении динамических оттенков уже сказано выше, поэтому рассмотрим особенности исполнения мелизмов:
а) форшлаг (перечеркнутый, из двух, трех нот и т. д.) всегда фактически разрывает лигу, хотя написание ее может быть и обычным. Разрыв лиги вызывается необходимостью отчленения форшлага от предыдущей длительности, а также приготовлением исполнительского аппарата для более активного, быстрого движения.

Скачать ноты

Здесь лига объединяет весь мотив. Фактически же она начнется от форшлага, который обязательно должен исполняться приемом «сверху». Иначе звучание будет таким:

Ноты для баяна

Появление форшлага в более крупных построениях (фразе, предложении) требует написания не одной, а нескольких лиг.

Несколько лиг - ноты

Требуют разрыва лиги и другие мелизмы:
б) мордент:

мордент - ноты


в) группето:


группето - ноты

г) трель:


Трель - ноты

Очень важно при исполнении мелизмов помнить, что звук, предшествующий украшению, должен выдерживаться полностью. Разрыв лиги вынужденный, и ее окончание не следует смешивать с лигой, оканчивающей фразу и укорачивающей последнюю длительность. Переход к мелизмам происходит быстрым движением «сверху» без сколько-нибудь ощутимой паузы.

Невозможность ввести более длинные лиги в некоторых случаях связана с структурными особенностями мелодического движения. Одна из них заключается в появлении новых, значительно более мелких метрических категорий, требующих специальной подготовки исполнительского аппарата. Так, в приводимом примере после восьмой с точкой появляются тридцать вторые, требующие отдельного, более быстрого движения. Отчленение их от этой восьмой и позволяет приготовить руку к их исполнению:

Нотный пример - скачать

В следующем примере без разрыва лиги и специальной подготовки руки исполнение шестнадцатых будет очень затруднено:

Лиги - ноты


Исключение представляет движение мелодии по тонам трезвучий. В таких случаях лига будет общей:

Скачать ноты

Часто длительности соседней метрической категории отчленяются от предыдущих. Например, при наличии репетиции:

Пособия, литература для баяна

Общая лига может быть заменена частной, если особенности мелодического развития требуют яркой подчеркнутости структуры мотива. Как известно, строение мотива может быть ямбическим 1 (ударение в середине или в конце) и хореическим (ударение в начале). Соответственно этому и ставится смысловая лига. Характерным признаком, отличающим ямб от хорея, является наличие затакта у ямба и отсутствие его у хорея. Вот, например, хореический мотив. Здесь будет правильной именно такая лига:

Пример нот из самоучителя


В следующем примере — мотив ямбический. Сильная доля удлинена и отчленена от последующей интервалом кварты. Все три восьмые явно устремлены к сильной доле следующего такта. Соответственно этому строению поставлена и лига:

Ноты с лигами

Введение общей лиги невозможно также при появлении синкопы.2 Наконец использование коротких лиг бывает вызвано чередованием исполнительских приемов, чаще всего легато и стаккато. Рассматривая закономерности чередования этих приемов, проф. И. А. Браудо одну из них называет «приемом восьмушки».
Этот способ произнесения мелодии сводится к «расчленению больших длительностей на фоне связанных меньших.».
Особенно характерно это в том случае, если «мелодия складывается из двух соседних метрических категорий, т. е. из шестнадцатых и восьмых или из восьмых и четвертей, или из четвертей и половин».
Эту закономерность автор относит к музыке И.-С. Баха, однако ее можно распространить на музыку самых различных стилей:

Пример нот

Прием «восьмушки» постоянно встречается и при наличии повторяющихся звуков:

Песни с нотами для аккордеона, баяна

Рассматривая оба примера, нетрудно убедиться, что связанные шестнадцатые ноты находятся на сильном времени, а следующие за ними стаккатируемые восьмые — на слабом. Кроме того, связанные длительности являются кульминациями фраз, состоящих из двутактов. Отсюда следует, что лига вовсе не случайна. Посредством штриха подчеркнуты кульминационные моменты. В этом глубокая связь так называемых штриховых лиг с фразировочными, смысловыми.
В обоих приведенных примерах иная расстановка лиг не только не будет содействовать выявлению смысла данной мелодии, но даже исказит его. Представим звучание одного из этих отрывков с такими штрихами:

Самоучитель для баяна

В таком виде слух воспримет тему как затактовую. Сильная доля будет казаться затактом, а слабая — «два» будет выглядеть как «раз». Воспроизведения нормальной метрической пульсации здесь можно достигнуть лишь нарочитым подчеркиванием сильного времени, тйгда как в первом варианте его подчеркивают сами штрихи.
Из сказанного можно заключить, что связывание звуков вообще более характерно для сильного или относительно сильного времени, а расчленение их — для слабого.


Таковы основные причины необходимого, закономерного прерывания общей лиги. В учебной практике часто можно заметить и ничем не оправданное нарушение приема легато. Особенно часто учащиеся теряют контроль за постоянным соблюдением легато в следующих случаях:

а) при исполнении арпеджированных движений. Однообразная группировка по 4 или по 3 ноты и разделение их довольно большими интервалами невольно приводит к замене общей лиги частными:

Скачать сборники

В таком случае необходимо предложить ученику проконтролировать легато между последним звуком предыдущей и первым звуком последующей группы длительностей;
б) при исполнении ломаных октав и секст;

Нотные сборники, пособия, самоучители

Здесь также важно проследить легато верхнего звука с последующим нижним. Совершенно аналогична в этом отношении и вариация ломаными секстами в «Полосоньке» И. Паницкого;
в) в двухголосии, при одновременном сочетании легато и стаккато в правой руке, важно добиться, чтобы залигованные звуки продолжали звучать после снятия стаккати-руемых. Для наглядности их можно записать так:


Ноты для баяна

При исполнении приемом стаккато основной мелодии подголоски часто невозможно исполнить штрихом легато, гак как на слух их значение меняется: легато будет восприниматься как основная мелодия, а стаккато — как подголосок:

Лигованные ноты

но не так:

Пример нот с лигами

г) разрыв лиги часто можно обнаружить и при исполнении партии левой руки. При выдержанном или мелодическом басе лига не должна прерываться или затушевываться нечетким исполнением аккомпанемента:

Говорушко - самоучитель

Аккомпанемент снимается раньше, чем выдержанный бас;
д) иногда лига появляется и при исполнении различных сочетаний баса и аккордов. Здесь следует придерживаться следующего правила: чем большим количеством аккордов разделяются басы, тем они должны быть значительнее. Постепенное их удлинение приводит к залиговыванию баса с последующим аккордом:

Самоучители, ноты для баяна

Исключение составляет аккомпанемент, аккорды которого выражены более мелкими метрическими категориями, чем бас:

Скачать ноты для баяна

Здесь бас выражен восьмой, а следующие за ним аккорды шестнадцатыми. Имея в виду правило, что более мелкие длительности чаще всего относятся к более крупным последующим, лигу между басом и аккордом ставить ненужно. Аналогичным этому является, например, и аккомпанемент «Шествия» из «Кавказских эскизов» М. Ипполитова-Иванова.
Приведенные примеры достаточно убедительно подчеркивают многообразие значения лиги в исполнительстве на баяне.