Самоучитель игры на аккордеоне - А. Мирек

Самоучители

Из истории аккордеона и баяна

И звучит гармоника

Основы постановки аккордеониста

Учебное пособие
Обучение игре на аккордеоне,
пособие - самоучитель в pdf

 

 

Скачать самоучитель
Самоучитель игры на аккордеоне
Альфред Мирек

"Советский композитор", 1984г.
номер с385к

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Итак, вы решили научиться играть на аккордеоне самостоятельно. Это несложно. Необходимо лишь иметь инструмент, «Самоучитель», немного воли, настойчивости и большое желание. Если все это есть — приступайте к делу и не забывайте, что успех будет сопутствовать вам лишь при аккуратном выполнении всех требований и методических указаний «Самоучителя». Для облегчения этой задачи в тексте по возможности лаконично даны основные объяснения и указания, пояснения к ним ищите в сносках, а то, что вы должны постоянно помнить, выделено жирным шрифтом. Учить музыкальные примеры нужно без пропусков, подряд, тогда каждый последующий осваивается без особого труда, если предыдущий был хорошо выучен. Однако общая направленность «Самоучителя» ставит своей целью не только освоение помещенных в нем пьес, главная задача — научить занимающегося овладеть инструментом, то есть привить комплекс разнообразных мелодических, ритмических, интонационных исполнительских приемов.
В пособии нет этюдов, но развитию техники уделяется должное внимание: даны таблицы гамм, а главное, музыкальные примеры подобраны таким образом, чтобы освоение новых ритмических приемов игры шло параллельно с приобретением элементарных технических навыков.

В занятиях музыкой большое место отведено получению определенных практических навыков (владение- клавиатурой, мехом и инструментом в целом), развитие мышечных движений (пальцев, кисти, рук) их координации и взаимосвязи. Поэтому необходимо уделять внимание не только теоретическому восприятию игры, но и, что не менее важно, приобретению практических навыков. Навыки эти будут приобретаться и преумножаться только при многократном, усидчивом повторении каждого упражнения, мелодии, аккомпанемента и всей пьесы в целом. Приобретенный твердый навык на первом примере поможет легче усвоить второй и так далее. Заниматься можно в любое свободное время и чем больше тем лучше, но не менее одного часа и обязательно ежедневно. Нерегулярные занятия значительно затрудняют продвижение к цели, утомляют, дезориентируют в изучаемом материале, могут разочаровать в успехах. Всего учебно-методического материала пособия при ежедневных занятиях (2—3 часа) хватает на три года, однако этот срок может быть сокращен в зависимости от индивидуальных возможностей занимающегося, от его целеустремленности и дисциплинированности. После прохождения всего курса вы сможете свободно разобраться во всех нотных обозначениях и выучить самостоятельно по нотам любую понравившуюся вам песню или танец.

В основу обширного репертура «Самоучителя» легли популярные в большинстве знакомые мелодии—это значительно облегчает самостоятельное разучивание (легко проверить на слух правильность разбираемого музыкального примера). Занимаясь регулярно, у вас постепенно будет накапливаться определенный репертуар, который со временем будет беспрестанно пополняться и с успехом может быть использован в домашнем музицировании. В конце учебника помещены слова к песням.
Основная задача «Самоучителя»—практическое освоение игры на аккордеоне, сведения по теории музыки даны лишь в том объеме, какой необходим для правильной игры по нотам. Теоретический материал изложен в форме кратких разъяснений и определений. Желающие расширить свои знания в области теории музыки могут это сделать по любому учебнику элементарной теории музыки.
Занимаясь самостоятельно, не пренебрегайте возможностью иногда посоветоваться с профессиональным музыкантом (пианистом, учителем пения, руководителем духового оркестра), чтобы услышать замечания, касающиеся музыкальной стороны исполнения и усвоения музыкальной грамоты.
В ряде музыкальных примеров при переложении и обработке сделаны некоторые облегчения, однако при этом бережно сохранены все достоинства произведений, что позволяет использовать музыкальные примеры «Самоучителя» в классах музыкальных школ, на курсах для взрослых и в кружках художественной самодеятельности под руководством педагога.

«Самоучитель» рассчитан, в основном, на занятия с аккордеоном 34X80 (количество клавиш на правой клавиатуре и кнопок на левой), однако в тексте имеются разъяснения, дающие возможность пройти весь учебный материал на инструментах любого размера, кроме 25X24 и 25X32. На таких маленьких аккордеонах возможно изучение лишь первых разделов «Самоучителя» и только тех музыкальных примеров, которые укладываются в диапазон их клавиатур.
Настоящий, третий вариант «Самоучителя» создан на основе ранее издававшихся. За это время получено много писем, в которых занимающиеся рассказывали о своих успехах, высказывали пожелания, направленные на его улучшения. При создании нового варианта все изменения и дополнения в тексте, а также полная замена музыкальных примеров сделаны с учетом этих пожеланий.
Обычно спрашивают, с какого возраста можно заниматься на аккордеоне? — От восьми до восьмидесяти.
Альфред МИРЕК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ

1-29. Упражнения для правой руки. Упражнения для левой руки. Упражнения для обеих рук.
30. На зеленом лугу. Украинская народная песня.
31. Кукушка
32. Куманечек. Русская народная песня
33. Савка и Гришка. Белорусская народная песня
34. В. А. Моцарт. Ария Дон-Жуана из оперы «Дон-Жуан»
35. Сонце низенько. Украинская народная песня
36. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня
37. НЫ яка лисячна. Украинская народная песня
38. Чешская полька
39. Перепелочка. Белорусская народная песня
40. Моравская народная песня.
41. Уж ты, сад. Русская народная песня.
42. X. Глюк. Мелодия
43. Веретено. Эстонская народная песня
44. М. Блантер. Моя любимая.
45. Лабаялг. Эстонский народный танец
46. А. Пахмутова. Малая земля.
47. Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня
48. М. Глинка. Жаворонок
49. В. Шаинский Вместе весело шагать
50. Захотелось Зосе ягод. Польская народная песня
51. Ходила младешенька по борочку. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова
52. Мой костер. Русская народная песня
53. К. Листов. В землянке
54. Тирольская полька
55. Раскинулось море широко. Русская народная песня
56. Ах, Самара-городок! Русская народная песня
57. Я. Френкель. Текстильный городок.
58. А. Бабаджанян. Пушинка белая. Из телефильма «Невеста с Севера».
59. Грушица. Русская народная песня
60. Перевоз Дуня держала. Русская народная песня
61. К. Молчанов. Сердце, молчи... Романс из кинофильма «На семи ветрах».
62. Н. Богословский. Темная ночь. Из кинофильма «Два бойца»
63. А. Мажуков. Очень хорошо
64. Гопак. Украинский народный танец
65. А. Аверкин. Милая мама
66. Австрийская полька
67. А. Пахмутова. Надежда
68. В. Шаинский. Травы, травы Песня из кинофильма «Анискин и Фантомас».
69. Бульба. Белорусский народный танец.
70. В. Мурадели. Расцветай, Сибирь!
71. Д. Тухманов. День Победы.
72. М. Фрадкин. Всегда и снова. Из телевизионного фильма «Эти непослушные сыновья»
73. И. Кальман. Вальс из оперетты «Сильва»
74. Дождь идет. Танго
75. Б. Мокроусов. Осенние листья
76. Молдовеняска. Молдавский народный танец
77. Е. Мирек. Прялка
78. А. Мажуков. Наташа
79. В. Сидоров. Тайна
80. Милая. Старинный романс.
81. И. Королев. Калина черная
82. Пусть будет прекрасно. Татарская народная песня. Обработка Дж. Файзи
83. Р. Лагидзе. Песня о Тбилиси...
84. И. Кальман. Вальс из оперетты «Цыган-премьер»
85. Лявониха. Белорусский народный танец
86. Д. Тухманов. Соловьиная роща...
87. Русская пляска. Обработка А. Мирека.
88. Е. Дрейзен. Березка. Вальс
89. М. Огиньский. Полонез. «Прощание с родиной»
90. С. Шевченко. Полифоническая пьеса.
91. Яблочко. Матросская полька. Обработка С. Бубенцовой
92. Лезгинка
93. Цыганская пляска. Обработка С. Бубенцовой
94. А. Марэ. Парижский гамен...
95. Кукарача. Мексиканская народная песня
96. Танго из кинофильма «Петер».
97. А. Фоссен. Летящие листья.
98. А. Вагнер. Танго
99. В. Монти. Чардаш
100. П. Фросини. Вариации на тему мелодии «Карнавал в Венеции»

Скачать самоучитель Скачать самоучитель Мирека

 

Школа Мирека
А.Мирек
Школа игры на аккордеоне

"Музыка", 1966г.
номер 2824

содержание:

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Автор «Школы игры на аккордеоне», Альфред Мартинович Мирек, родился в 1922 году. С 1930 года начал заниматься музыкой, вначале на фортепьяно, а затем получил специальное образование по классу аккордеона и диплом педагога-аккордеониста.
Работа А. Мирека «Школа игры на аккордеоне» интересна методической разработкой вопросов преподавания; при этом весь методический раздел очень хорошо подкреплен тщательно подготовленными практическими заданиями.
Ранее А. Миреком был издан «Самоучитель».

Настоящий труд является обобщением большой исследовательской и педагогической работы с учащимися. Многие методические вопросы освещаются впервые, однако все они проверены многолетней практикой.
В настоящее время аккордеон получил широкое распространение.
Во многих учебных заведениях открылись классы по обучению игре на аккордеоне, и естественно, что потребность в учебниках значительно увеличилась. Издание данной «Школы», цель которой впервые методически обосновать начальную подготовку квалифицированных аккордеонистов, является своевременным.
«Школа игры на аккордеоне» — пособие для музыкальных школ, училищ и курсов для взрослых, музыкальный материал которого дан с учетом программы по классу аккордеона, утвержденной Отделом учебных заведений Министерства культуры СССР.
Хотелось бы пожелать автору столь же успешного продолжения работы, позволяющей совершенствовать технические и художественные исполнительские навыки учащихся-аккордеонистов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая «Школа» предназначена для профессионального обучения игре на аккордеоне под руководством педагога.
Музыкальный материал ее рассчитан на 5 лет обучения учащихся детских музыкальных школ; кроме того, он может быть использован и учащимися вечерних музыкальных школ взрослых, в музыкальных кружках и в музыкальных занятиях общеобразовательных школ.
Весь нотный материал «Школы» состоит из народной и классической музыки. Произведения, разнообразные по своему стилю, мелодии, ритмическому рисунку, музыкальной форме, подобраны по степени возрастающей трудности. Однако педагог, взяв за основу построение и методику данной «Школы», может пропускать отдельные музыкальные примеры, менять их местами, добавлять новые из других изданий (все это в зависимости от индивидуальных особенностей данного ученика, степени его музыкального и общего развития), так как в одно пособие невозможно включить весь необходимый для обучения материал.
В начале «Школы» дан раздел «Методические указания», в котором излагаются основы методики преподавания игры на аккордеоне в том минимальном объеме, без которого немыслимо профессиональное обучение, исполнение этих указаний является обязательным.
В начале основного курса дана «Таблица мажорных гамм», а в конце — «Таблица минорных гамм». Каждый учащийся по-разному продвигается в учебе, и изучение гамм, идущее параллельно с прохождением основного курса, происходит неодинаково. Поэтому, как показала практика, помещать гаммы в заранее определенных местах, по одной гамме между пьесами, — нецелесообразно. Пользоваться отдельными таблицами удобнее.

Необходимые сведения (объяснения и схемы) по музыкальной грамоте даются в процессе практической учебы, чтобы педагогу легче было объяснять, а учащемуся воспринимать ту теоретическую основу, без которой немыслимо грамотное исполнение по нотам. Подробная перепечатка этого материала из учебников «Элементарной теории музыки» лишь отяжеляет издание. За счет этого удалось полнее осветить вопросы, связанные непосредственно с аккордеоном, его особенностями, методикой преподавания, а также предоставить учащемуся разнообразный музыкальный материал.
Альфред МИРЕК


Для ДМШ Скачать Школу Мирека