Г.Шахов - Аппликатура средство развития профессионального мастерства

Пособия

Пособия по обучению игре на баяне и аккордеоне

 

 

Аппликатура Шахова
Г.Шахов
Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баянистов и аккордеонистов
"Музыка", 1991г.

содержание:

 

ОТ АВТОРА
 
Важнейшей задачей музыкальных школ, кружков и студий художественной самодеятельности является развитие активности, инициативы и творческой самостоятельности юных музыкантов. Одна из наиболее доступных и действенных форм воспитания этих качеств у учащихся классов баяна и аккордеона - планомерное формирование аппликатурных навыков.

Аппликатура - способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах.
От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.
Практика между тем показывает, что большинство учащихся, оканчивающих классы баяна (аккордеона) музыкальных школ, не может быстро и четко определить рациональную аппликатуру. Это служит определенным тормозом в их будущей исполнительской деятельности.

Основные причины этого явления мы видим в следующем:
-в издаваемой музыкальной литературе для баянистов и аккордеонистов (особенно для начинающих) почти всегда указывается готовая аппликатура
-работа над техническим материалом нередко проводится в отрыве, полном или частичном, от работы над художественными произведениями;
- в классах не ведется целенаправленного обучения игре по слуху, чтению нот с листа и транспонированию, которые немыслимы без аппликатурных навыков и, следовательно, активно развивают их;
- педагоги редко используют в работе с учащимися метод разучивания музыкального материала без инструмента.
По меткому определению А. Щапова, аппликатурная точность (читай - рациональность. — Г. состоит в способности точно выполнять сознательно задуманную, или сознательно выбранную, или бессознательно найденную, но утвержденную сознанием аппликатуру". Рациональная аппликатура -та, которая позволяет исполнителю с наименьшими усилиями и в наиболее короткие сроки добиться наивысшего художественного эффекта: необходимой фразировки, динамики, агогики и ритмической четкости. Рациональная аппликатура основывается на естественности, удобстве, плавности и свободе движений. Достигается она вместе с тем наиболее полным использованием всех возможностей пальцевого аппарата.
На выбор рациональной аппликатуры в известной степени влияют индивидуальные особенности исполнительского аппарата - длина, эластичность и степень растяжки пальцев, а также типы и конструкции инструментов. Хотя эти факторы и следует учитывать при выборе аппликатуры, они не являются главными, определяющими, поскольку носят частный. характер. Важнейшие положения по выбору рациональной аппликатуры основываются на общих закономерностях строения двигательного аппарата и типичности конструкций инструментов.

Пособие адресуется педагогам и учащимся классов баяна и аккордеона музыкальных школ, училищ культуры, кружков и студий художественной самодеятельности: педагогам - в качестве методического руководства учебно-воспитательным процессом, учащимся -как учебное пособие по развитию соответствующих умений и навыков. Оно может использоваться студентами музыкальных училищ и вузов, изучающими курс "Методика обучения игры на баяне и аккордеоне".
Пособие состоит из четырех основных разделов: в первом рассматриваются вопросы организации занятий, во втором - теоретические положения по определению аппликатуры применительно к правым клавиатурам инструментов, в третьем -к левой (готовой и выборной), в четвертом излагается художественный материал (систематизированный по видам фактуры, он рассчитан на практическое закрепление пройденных теоретических положений).
В нотных примерах- четвертого раздела аппликатура не указывается - учащийся определяет ее самостоятельно.
Г. Шахов

 Переложение В. Горохова (1), И. Алексеева (16), Л. Захаровой (24) и Ю. Акимова (36).

Пособие баянистам и аккордеонистам Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!