Г. Шендерев - Пьесы и обработки для баяна

 

Ноты к произведениям композитора-баяниста

 

 

Композитор баянист Шендерев

Георгий Григорьевич Шендерев

 

 

Имя Георгия Григорьевича Шендерева популярно среди баянистов-профессионалов, студентов училищ и вузов, учащихся музыкальных школ. Талантливый композитор-баянист создал целый ряд замечательных оригинальных сочинений и обработок для баяна, отличающихся самобытностью и в то же время интонационной близостью к народной музыке. Композитор умело использует в своих сочинениях возможности современного баяна. Его произведения мелодичны, ярки в эмоционально-художественном плане, отлично звучат на баяне и удобны для исполнения.

Георгий Шендерев родился 18 июля 1937 г. в Кермене (Узбекистан) в семье военнослужащего. Любовь к музыке и баяну определили судьбу Г. Шендерева: в 1958 г. он заканчивает Симферопольское музыкальное училище по классу баяна В. М. Кравченко, тогда же получает и первые профессиональные знания
по композиции у педагога Н. В. Жорняк, который сумел увлечь юношу композиторским
искусством и привил ему любовь к русскому оркестру. Большую роль в становлении композитора сыграли его учеба в институте им. Гнесиных в классе профессора Н. Я. Чайкина, а также творческое общение с оркестром народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения и его дирижёром Владимиром Федосеевым.

Шендерев совершенствует свое мастерство как композитор, исполнитель, дирижер и педагог. С 1959 по 1961 г. работает солистом и аккомпаниатором в Ялтинской филармонии. В 1962 г. ведет класс баяна в Днепропетровском музыкальном училище. С 1963 по 1966 г. заведует музыкальной частью и работает дирижером оркестра в Калужском областном театре им. Луначарского. В этот период Шендерев написал музыку более чем к 10 спектаклям. В 1966 г. вновь возвращается к педагогической деятельности и работает преподавателем в Калужском музыкальном училище. По состоянию здоровья в. 1969 г. возвращается в Крым, где занимается творческой деятельностью по настоящее время.
Первое крупное сочинение для баяна и оркестра народных инструментов — Русская сюита в 3-х частях — сразу же завоевало сердца поклонников баяна и народной музыки. Это сочинение впервые было исполнено лауреатом Всесоюзного и международных конкурсов Анатолием Беляевым и оркестром народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения в 1959 г. По договору о культурном обмене между СССР и США это сочинение в исполнении данного оркестра было записано на пластинку в США.
Шендерев пишет музыку главным образом для баяна и оркестра народных инструментов. Он автор «Вступления» к одной из концертных программ государственного хореографического ансамбля «'Березка», оркестровой сюиты «Три русских танца», Концертино для домры с оркестром народных инструментов, целого ряда концертных сочинений для баяна, обработок народных песен и танцев, этюдов, пьес педагогического репертуара.

Данное издание является первым авторским сборником Шендерева. В издание вошли лучшие произведения композитора, написанные им для баяна. Многие сочинения печатаются, впервые. Среди них новые сочинения — Четыре танца в старинном стиле, Скерцо си-бемоль мажор, Два украинских танца «Веснянка» и «Гопак», обработки русских народных песен «Полно, полно вам, ребята»,  «У ворот, ворот».
Надо отметить, что, каждая обработка это не просто вариации на тему народной мелодии, а законченная концертная пьеса, образная, яркая, глубокая по содержанию и ясная по форме.
Некоторые сочинения автор предлагает исполнителям в новой редакции: например, Прелюдия и Токката.
Известный советский композитор Ю. Н. Шишаков так сказал о творчестве Г. Шендерева: «Шендерев чрезвычайно талантливый и одаренный композитор, которому особенно удаются обработки народных песен. Он тонко чувствует природу народной песни и умело передает ее средствами баяна. Его оригинальные сочинения по стилю близки народной музыке».
Авторский сборник Г. Шендерева будет достойным пополнением оригинальной литературы для баяна.
А. Басурманов