А.П. Басурманов - Справочник баяниста

Самоучитель игры на баяне

 

В издании содержатся биографические сведения об известных баянистах СССР, библиографические материалы, сведения о международных и всесоюзных конкурсах, имеется дискография.

 

 

ОТ РЕДАКТОРА

 

 

Что такое баян, как будто бы знают все. В то же время далеко не все под словом «баян» (в значении названия музыкального инструмента из семейства гармоник) подразумевают одно и то же.
Это название произошло от имени легендарного древнерусского певца-дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в «Слове о полку Игореве» Начиная с 90-х годов прошлого века, оно присваивалось в разное время разным типам гармоник. Так, к примеру, в каталоге «Торгового дома и фабрики музыкальных инструментов А. Е. Кулакова в Петербурге» за 1897 год, разысканном и любезно предоставленном для ознакомления московским инструментоведом А. А. Новосельским, значится двухрядная «Кларнетная гармония «Баян». С момента же появления, в начале XX столетия русской хроматической гармоники с трехрядным расположением клавиш на правой клавиатуре, эта и все последующие модификации инструмента, сосуществуя друг с другом, стали именоваться «баянами», несмотря на то, что каждая из вновь появлявшихся моделей все дальше и дальше отходила от первоначального образца, как по внешнему виду и качественным показателям, так и по конструкции.

С первого дня своего появления в России гармоника с невероятной интенсивностью устремилась по пути совершенствования, распространяясь по стране с неимоверной быстротой. И если к настоящему времени практически на всех континентах популярность гармоники стала уже завоеванной, то процесс ее совершенствования повсюду энергично продолжается, не останавливаясь на достигнутых рубежах.
Гармоника прошла свой многофазный путь развития буквально «форсированным маршем», превратившись за полтора столетия из примитивной детской игрушки-пищалки в современный концертный инструмент со сложным оснащением и великолепными акустическими качествами. Активность конструктивного становления инструмента была достаточно велика во все времена. Однако особое оживление в этой области наступило после Великой Отечественной войны: за каждое десятилетие баян существенно преображался, неизменно облагораживаясь в звучании и обогащаясь все новыми игровыми возможностями. Появляются баяны, у которых правые клавиатуры — много тембровые. У этих инструментов имеются особые переключатели — регистры— наподобие органных, пользуясь которыми можно изменять тембровую окраску звука. Некоторое время удерживаются выработанные ранее два принципа построения левой клавиатуры:
1) так называемая готовая клавиатура, состоящая из басов и набора аккордов, извлекаемых путем нажатия всего лишь одной клавиши, или
2) выборная клавиатура, где на каждой клавише можно извлечь (выбрать) только один звук. Затем создаются инструменты, у которых левые клавиатуры сочетают в себе оба типа. Для облегчения техники игры как левая (в том числе и выборная), так и правая клавиатура снабжаются в дополнение к основным дублирующими рядами клавиш.

Последние модели концертных баянов имеют пятирядную правую клавиатуру с огромным диапазоном — от ми —соль большой октавы до соль — си четвертой; 12—17 регистров, большинство рычажных механизмов которых выведено на корпус инструмента таким образом, чтобы можно было включать их в процессе игры, нажимая на них подбородком; левая клавиатура — комбинированная, то есть путем переключения может быть мгновенно превращена из готовой в выборную и наоборот; диапазон выборной клавиатуры — от ми контроктавы до ми третьей. Наконец, появились отдельные экземпляры, снабженные регистрами не только на правой, но и на левой клавиатуре. К этому следует добавить, что их акустические характеристики очень высокого класса, а выразительные возможности — широкой амплитуды.
Новую, самостоятельную ветвь в конструктивном развитии инструмента образовало применение в качестве звукообразующего начала достижений электроники. На этом пути уже многое сделано: получена возможность создавать неограниченное количество тембровых красок и сочетаний, доводить мощность звука до любого уровня; ведутся небезуспешные работы по преодолению свойственной электронным инструментам механической холодности звучания. Словом, творческие поиски конструкторской мысли неизменно продолжаются.

Разумеется, техническое совершенствование инструмента всегда происходило и продолжает происходить не само по себе, а в тесной связи с развитием исполнительства. Как «гармонисты», так и «баянисты» постоянно предъявляли конструкторам все новые и новые требования, исходя из желания и необходимости решать все более сложные художественные задачи.
Если в дооктябрьский период исполнительство на гармониках обычно редко выходило за рамки прикладного бытового музицирования (можно лишь указать на деятельность отдельных энтузиастов-самородков — Н. И. Белобородова, В. П. Хегстрема, Я. Ф. Орланского-Титаренко и некоторых других, пытавшихся по зову своего таланта пойти по профессиональному пути), то в советское время положение коренным образом изменилось. Благодаря заботе партии и правительства, в стране развернута широкая сеть учебных заведений, в которых обучение игре на народных инструментах поставлено на профессиональную основу. Первое время обучение на народных инструментах проводилось в начальных и средних учебных заведениях, а в 1927 году впервые в стране открылся отдел народных инструментов в высшем учебном заведении —в Харьковском государственном музыкально-драматическом институте. Заведующим отделом был назначен Владимир Андреевич Комаренко.

В 1928 году при дирижерско-хормейстерском отделении Киевского музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко открылся класс народных инструментов, который начал вести Марк Моисеевич Гелис. В результате дальнейшей организационной и творческой эволюции этот класс в конечном счете перерос в ныне существующую кафедру народных инструментов Киевской консерватории.
К 30—40-м годам баян становится одним из самых популярных и любимых народных инструментов. Начинается завоевание им профессиональной эстрады. С концертными номерами выступают как баянисты-виртуозы, так и ансамбли (дуэты, трио, квартеты), в репертуаре которых, наряду с обработками народной музыки, значительное место занимают переложения классических произведений и популярных пьес современных авторов. Начинает появляться и оригинальная литература. 22 мая 1935 года ознаменовалось историческим событием в баянном исполнительстве: в Ленинграде, в зале Общества камерной музыки, баянист Павел Гвоздев успешно выступил с самостоятельным сольным концертом в двух отделениях. В то время это произвело сенсацию.

Завоевав на эстраде положение сольного концертного инструмента, баян в то же время получает широкое признание в качестве ценного оркестрового инструмента и почти повсеместно вводится в составы оркестров народных инструментов, различных смешанных ансамблей, народных хоров. Создаются также и самостоятельные оркестры баянистов, в которых, наряду с обычными стандартными, используются специальные оркестровые и тембровые инструменты, окраска звука которых напоминает звучание некоторых инструментов симфонического оркестра.

В 1937 году на пути утверждения баянного искусства произошло еще одно важное событие: в Ленинграде, в зале Академической капеллы, а затем в Большом зале филармонии, прозвучало оригинальное произведение крупной формы—Концерт для баяна с оркестром Ф. Рубцова в исполнении П. Гвоздева и оркестра русских народных инструментов имени В. В. Андреева под управлением Э. Грикурова. Это было еще одним серьезным завоеванием баяна.

Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, проходивший в Москве в сентябре — октябре 1939 года, подвел красноречивые творческие итоги в области баянного исполнительства того времени, выявив массовое приобщение баянистов к серьезной музыке и продемонстрировав высокий профессиональный уровень мастерства многих талантливых музыкантов. Среди призеров — ныне широко известные имена: Иван Яковлевич Паницкий, Николай Иванович Ризоль, Мария Григорьевна Белецкая.
Огромную и почетную роль сыграл баян в дни Великой Отечественной войны. Как нельзя более кстати пришлись неоценимые качества любимого народом инструмента: автономность, универсальность и портативность. Баянист — и солист, и аккомпаниатор, участник концертных бригад и военных ансамблей — желанный гость в частях и подразделениях действующей Армии и Военно-Морского Флота. Он и в землянке, и в «лесу прифронтовом», и в кубрике корабля, и в палате военного госпиталя, и в заводском цеху. И всюду он несет людям, вставшим на защиту Родины, радость, вдохновляет их на ратные и трудовые подвиги. В воспоминаниях четырежды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Г. К. Жукова есть такие строки: «При подготовке операции войск Степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И. М. Манагаровым. […] А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень веселых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ними в огонь и воду.
Я поблагодарил И. М. Манагарова за отличную игру на баяне (чему, кстати говоря, всегда завидовал!) […]».
В составе фронтовых концертных бригад под аккомпанемент баяна выступали первоклассные исполнители — как вокалисты, так и инструменталисты. Благодаря такому плодотворному творческому альянсу, баянисты, выполняя свой патриотический долг перед Родиной, одновременно оттачивали свое мастерство.

После победы над фашистской Германией наш народ, залечивая раны войны, постепенно входил в русло нормальной, мирной жизни. Бурно оживилась деятельность учебных заведений искусств, в том числе музыкальных школ и училищ. Авторитет, завоеванный баяном в годы войны, способствовал значительному расширению круга любителей баяна. Инструмент, хотя он и не был лишен ряда конструктивных недостатков, неопровержимо доказал свою подлинную общественную и художественную ценность, жизнеспособность и перспективность. Учитывая фронтовой опыт, концертные организации стали формировать концертные бригады с участием баянистов для обслуживания тружеников на местах, особенно в отдаленных районах страны. Настала пора вплотную заняться интенсивной подготовкой исполнителей высшей квалификации. Возвратившейся из эвакуации единственной в Союзе кафедре народных инструментов Киевской консерватории было явно не под силу самостоятельно удовлетворить растущую потребность страны в кадрах высококвалифицированных баянистов. Со всей очевидностью обнаружилась необходимость создания факультетов народных инструментов и в других музыкальных вузах. Учитывая сложившуюся обстановку, энтузиасты-музыканты подготовили почву для решения этого вопроса, преодолевая всякого рода организационные трудности.

В 1948 году появилась кафедра народных инструментов в Москве, в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, открытию которой в значительной степени способствовали энергичные усилия ее основателя и первого руководителя — Александра Сергеевича Илюхина. Со временем по примеру Москвы кафедры народных инструментов были учреждены во всех музыкальных вузах страны (за исключением Московской консерватории).
С открытием кафедр начинают серьезно разрабатываться вопросы теории исполнительства и методики преподавания, начинают закладываться профессиональные основы обучения.
Привлечение к работе на кафедрах народных инструментов видных профессиональных музыкантов, в частности дирижеров, укомплектование составов кафедр педагогами высокой квалификации позволили в сравнительно короткий срок превратить кафедры в четко и эффективно работающий, слаженный организм. В процессе работы уточняются и приводятся в соответствие с практическими потребностями учебные планы, составляются и совершенствуются программы по всем специальным дисциплинам, появляется ряд методических разработок, создаются школы и другие учебные пособия.

Обобщая накопленный опыт, педагоги-энтузиасты постоянно находятся в поиске новых, прогрессивных методов обучения, пересматривают устаревшие методические положения. Как всегда при этом, новое вступает в свои права не без борьбы. Многие новые теоретические и практические положения нередко встречали стойкую оппозицию и вызывали споры, полемический накал которых очень часто был достоин лучшего применения. В целом же кафедры народных инструментов работали активно, целенаправленно и продуктивно. Ряд педагогов кафедр, в том числе и баянисты, защитили кандидатские диссертации, получив ученую степень кандидата искусствоведения. Многим педагогам присвоено ученое звание доцента, отдельные педагоги удостоены ученого звания профессора.
Наряду с этим при кафедрах ведущих вузов открывается исполнительская аспирантура (в дальнейшем преобразованная в ассистентуру-стажировку), где молодые специалисты, получают возможность дальнейшего совершенствования. Кроме того, учреждается система прикрепления к музыкальным вузам соискателей ученых степеней для получения необходимых консультаций, возможности пользования библиотечным фондом, вузовскими фонотеками и т. д. в процессе написания диссертаций. Результаты широкой постановки высшего музыкального образования не замедлили сказаться: исполнительство на баяне двинулось вперед семимильными шагами.

Развитие исполнительского мастерства, освоение новых пластов репертуара, в том числе все чаще появляющихся развернутых оригинальных произведений для баяна, осуществление все более совершенных технических решений в конструкциях инструментов и их акустические достижения идут настолько высокими темпами, что у людей, не очень часто общающихся с баянистами, представления об уровне современного баянного искусства почти всегда оказываются устаревшими. Это явление не всегда безобидно, особенно если оно проявляется у людей, от которых в той или иной степени зависит общественная оценка инструмента, пропаганда искусства игры на нем (имеются в виду некоторые работники филармоний, концертных организаций и др.). На практике из-за недооценки динамики развития данного жанра нередко возникают различного рода проблемы, которые мешают баянистам получить то общественное признание, которое соответствует их реальным достижениям в искусстве.
Каковы же реальные достоинства баянистов сегодня?

Современный баянист—высокообразованный музыкант. По уровню своей профессиональной подготовки он нисколько не уступает музыкантам других исполнительских специальностей. Осваивая свой, теперь уже сложнейший, инструмент, баянист на всех уровнях обучения, от детской музыкальной школы до ассистентуры-стажировки, соприкасается с огромным репертуарным пластом мировой музыкальной культуры, изучая произведения различных эпох и стилей, которые стали теперь доступными для исполнения на его инструменте без заметных искажений. При этом он сталкивается с разнообразной, порой очень насыщенной, а иногда и перенасыщенной музыкальной фактурой как многозвучно-аккордового склада, так и многоголосно-полифонической, что благотворно влияет на всестороннее развитие его музыкального мышления.

Баян как музыкальный инструмент в современном выполнении, о котором упоминалось выше, по существу, превратился в небольшой орган, который, разумеется, не может состязаться с последним в величественной объемности звучания, но зато в камерных условиях выгодно отличается от него управляемостью звука, гибкостью динамики и непосредственной выразительностью. Игровые качества современного баяна открыли баянистам доступ к сокровищнице мировой органной литературы, которая в большинстве случаев легко поддается переложению для баяна и звучит в этом исполнении совершенно естественно. Это обстоятельство, с одной стороны, дает возможность, благодаря всё той же портативности инструмента, выносить шедевры органной музыки на широкую аудиторию, а с другой — заметно расширяет музыкальный кругозор самих исполнителей.

В настоящий момент органные сочинения включаются не только в учебные или концертные программы баянистов, но и в их программы на различных конкурсах, в том числе и на международных, где, как правило, органные произведения полифонического стиля входят в число обязательных.
К настоящему времени у баянистов накопился довольно солидный оригинальный репертуар. Среди пьес, написанных специально для баяна, имеется много сочинений крупной формы: многочастные сонаты, сюиты, концерты с оркестром народных инструментов и даже с симфоническим оркестром. Написано много концертных пьес как на оригинальные, так и на народные темы, создано большое количество концертных обработок народной музыки, эстрадных миниатюр.
Благодаря универсальности инструмента, репертуар для него создается по многим жанровым направлениям, которые могут быть сведены в основном к нижеследующим:
1) направление, отражающее народную стихию, — обработки и разработки народного мелоса, фантазии, парафразы, вариации на темы народных песен и танцев и т. п., в которых используется и творчески развивается манера и образный строй народного музицирования;
2) камерно-академическое направление, вливающееся в общий поток современной камерно-инструментальной музыки, использующее средства выразительности современного инструмента для решения художественных задач на уровне, достигнутом «классическими» инструментами;
3) эстрадное направление (легкая музыка).
В каждом из жанровых направлений есть значительные достижения. К этому следует добавить, что, наряду с сольной литературой, развивается и ансамблевая (для дуэта, трио, квартета, смешанных ансамблей с участием баяна и т. д.). Пишутся произведения и для оркестров баянистов, хотя и не слишком часто.

Первое время репертуар создавался самими исполнителями. К традиционным обработкам народной музыки стали прибавляться переложения бытующих популярных пьес. Затем, с ростом мастерства и повышением уровня художественных запросов как исполнителей, так и слушателей, репертуар баянистов стал обогащаться за счет переложения музыкальной литературы, написанной для других инструментов, главным образом для фортепиано.
Дело создания оригинального репертуара значительно двинулось вперед, когда к нему подключились профессиональные композиторы. Вначале это были единицы, затем круг авторов, которые начали писать музыку для баяна, стал постепенно расширяться, и сейчас уже можно без особого труда назвать несколько десятков фамилий авторов, отдавших творческую дань баяну.

Мы уже упоминали о впервые прозвучавшем в 1937 году Концерте для баяна с оркестром народных инструментов Ф. Рубцова. В 1944 году, в дни Великой Отечественной войны, автором этих строк была закончена Соната для баяна — первое оригинальное баянное сочинение данного жанра. На рубеже 1950—1951 годов тем же автором был написан Концерт для баяна с симфоническим оркестром. Это сочинение впервые вывело баян в серьезном амплуа на симфоническую эстраду. В числе первых появляются концерты для баяна Ю. Шишакова, Н. Речменского, К. Мяскова, А. Репникова, В. Дикусарова, четырехчастная Сюита для баяна А. Холминова. В дальнейшем, с расширением круга авторов, процесс создания баянного репертуара все более активизируется, и сейчас уже трудно назвать вполне достоверную реальную цифру, отражающую количество созданных для баяна сочинений.
Справедливости ради следует указать, что не все из написанных произведений равноценны и даже не все полноценны. Объяснить это можно тем, что, с одной стороны, некоторая часть написанных и изданных сочинений по-прежнему принадлежит перу баянистов, не имеющих специальной композиторской подготовки; с другой же стороны, многие произведения, созданные профессионалами, грешат либо тем, что они, из-за недостаточного знания их авторами всей специфики выразительных средств инструмента, не ставят по-настоящему развернутых исполнительских задач и ограничиваются лишь «общим планом», либо тем, что эти произведения, при наличии заключенных в них глубоких замыслов, находятся за пределами «фактурного благополучия» и без героических усилий со стороны исполнителей не достигают поставленной цели.

В свете только что сказанного особняком стоит творчество баяниста Вл. Золотарёва (1942—1975), обладавшего ярким композиторским дарованием и тонкой интуицией. Им создан для баяна ряд фактурно блестящих произведений, в большинстве своем отмеченных эффектными сонористическими находками, рассчитанных на исполнение на современных концертных инструментах и получивших в среде баянистов широкую популярность в 70-х годах. К сожалению, ранний уход из жизни унес с собой возможность до конца раскрыться незаурядной одаренности композитора, полностью установиться целенаправленности его творческих поисков.
Тем не менее в итоге к настоящему времени на профессиональном уровне создано много ярких, значительных, достойных самой широкой пропаганды, талантливых сочинений во всех вышеуказанных жанровых направлениях.

Ввиду того что эти жанровые направления все больше и больше отдаляются друг от друга, в среде баянистов наблюдается известное расслоение, как бы внутрижанровая специализация, и исполнители, естественно, избирают свое амплуа в соответствии со своими склонностями.
Многие сочинения советских авторов получили популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Некоторые из них входили в обязательную программу международных конкурсов аккордеонистов и баянистов. Так, например, на конкурсах «Кубок мира», которые проводятся Международной конфедерацией аккордеонистов (CIA), имеющей представительство в Международном музыкальном совете при ЮНЕСКО, произведения советских композиторов в качестве обязательных пьес звучали четырежды: в 1968 году в г. Лестере (Великобритания), в 1971 году в г. Брюгге (Бельгия), в 1974 году в г. Стокгольме (Швеция), в 1977 году в г. Эйндховене (Голландия). Советские произведения фигурировали в качестве обязательных в программе международного конкурса «Гран-при» 1972 года в г. Лос-Анджелесе (США), а также были в программе международного конкурса «Фогтландские дни музыки» 1980 года в г. Клингентале (ГДР). Значительное количество произведений советских композиторов вошло в рекомендательные списки международных конкурсов. В последние годы, благодаря активной деятельности и рекламной информации ВААП (Всесоюзного агентства по авторским правам), многие иностранные издательства стали проявлять интерес к советской музыкальной литературе для баяна и аккордеона на предмет ее издания.
Советские баянисты, участвующие в международных конкурсах, с достоинством защищают честь нашей Родины, неизменно завоевывая призовые места. Однажды после прошедшего конкурса «Кубок мира» в г. Лестере, где наши исполнители (Юрий Вострелов и Вячеслав Галкин) завоевали золотую и серебряную медали и четыре кубка (в том числе и сам Кубок мира), президент CIA д-р Карл Альбрехт Майер (Австрия) в личной беседе с автором этих строк убежденно заявил, что советское искусство, в целом, и баянное в частности, находится на вершине мировых достижений.

Участвуя в международных конкурсах, баянисты используют высокую трибуну для широкой пропаганды советского искусства, так как на эти конкурсы, как известно, приезжают посланцы многих народов. Успехи советских баянистов сразу же получают большой международный резонанс.
Первоклассные советские баянисты, и в первую очередь лауреаты международных конкурсов, ведут активную концертную деятельность, с любовью неся свое искусство в массы. Очень часто они ангажируются для зарубежных гастролей. Выступления наших баянистов в других странах сопровождаются неизменным успехом и восторженными отзывами прессы. Имена концертирующих баянистов—Юрия Казакова, Вячеслава Галкина, Анатолия Беляева, Владимира Бесфамильнова, Эдуарда Митченко, Юрия Вострелова, Валерия Петрова, Виктора Голубничего, Олега Шарова, Фридриха Липса, Вячеслава Семенова и многих других — широко известны и в нашей стране и за ее пределами.

Подводя итоги вышеприведенной информации, следует признать, что современные баянисты-концертанты, получающие блестящее образование, располагающие обширным репертуаром и владеющие прекрасными инструментами, являются подлинными мастерами искусства и поэтому имеют и моральное право, и полное эстетическое основание участвовать в любых, самых ответственных концертах наравне с мастерами искусств других исполнительских специальностей. Баянисты могут с гордостью отметить, что в полной мере сбываются пророческие слова, высказанные еще в 1928 году выдающимся русским музыкантом — композитором, дирижером и крупным музыкальным деятелем—М. М. Ипполитовым-Ивановым о том, что «.скоро гармоника станет сильным орудием для насаждения музыкальной культуры и что ироническое название «гармошки» будет наконец изжито».
Имея на своем счету огромные достижения, баянное искусство далеко не исчерпало все свои потенциальные возможности. Его поступательное движение по пути прогресса продолжается.

В предложенном кратком ретроспективном очерке была сделана попытка воссоздать в общих чертах если не этапы, то, по крайней мере, историческую атмосферу отдельных моментов на пути следования баяна к своему современному уровню. По мнению автора этих строк, небольшой обзор должен помочь неискушенному читателю яснее представить себе панораму многоликого баянного искусства наших дней.
Выйдя из народа, баян и искусство игры на нем развивались и совершенствовались в результате благородных усилий многочисленной армий энтузиастов. К сожалению, эти усилия далеко не всегда фиксировались историей, из-за чего ход многих важных и интересных исторических событий сейчас с большим трудом поддается восстановлению в народной памяти.

Первое издание данного «Справочника баяниста», составленного заслуженным работником культуры РСФСР А. П. Басурмановым, имело целью отразить в возможной мере «баянный мир» в том состоянии, в котором в результате исторического развития он пребывал в 1980 году.
В предлагаемом втором издании этого труда справочный материал продолжен до 1985 года.

Приступив к работе над справочником, его автор столкнулся с трудноразрешимой проблемой, сформулированной в свое время в известном афоризме Козьмы Пруткова о невозможности объять необъятное. Автор действительно оказался перед необъятным материалом, накопившимся за три четверти столетия. Поэтому нам представляется правильным и, пожалуй, единственно возможным избранный автором метод отбора данных по заранее разработанным жестким параметрам. И хотя, как и при любом отборе, многое осталось «за кадром», предлагаемый автором свод сведений создает довольно стройную картину, отражающую многогранную «баянную действительность» на определенном уровне, могущую представить интерес для многих контингентов читателей.

Любители баяна смогут получить биографические справки и основные данные о деятельности многих исполнителей, получить ответы на многие вопросы из серии «кто есть кто?». Учащаяся молодежь, вероятно, заинтересуется программами и условиями прошедших международных и всесоюзных конкурсов. Баянисты-педагоги смогут получить сведения об изданной методической литературе, проблемных статьях и рецензиях, о композиторах, сочиняющих музыку для баяна, и о написанных ими произведениях. Многих заинтересует раздел, посвященный лауреатам конкурсов, сведения о выпущенных грампластинках и т. д.
Труд, выполненный автором, потребовал многолетних, сверхнастойчивых усилий и заслуживает всемерного уважения. Можно не сомневаться, что он представит интерес для любого пытливого читателя и окажется ценной настольной книгой баяниста, как любителя, так и профессионала.
Н. Чайкин