А.П. Басурманов - Справочник баяниста

Композиторы - баянисты

 

В издании содержатся биографические сведения об известных баянистах СССР, библиографические материалы, сведения о международных и всесоюзных конкурсах, имеется дискография.

 

 

Всесоюзные и международные конкурсы

 

 

Автор не ставил перед собой задачу представить сведения о всех музыкальных конкурсах, в которых принимали участие баянисты, — таких конкурсов, особенно после Великой Отечественной войны, проводилось в нашей стране очень много. В справочнике приводятся данные о всесоюзных конкурсах исполнителей на народных инструментах с участием баянистов-профессионалов и международных, в которых принимали участие советские баянисты.
Это вступление содержит краткие сведения о различных конкурсах, которые позволят читателям представить широту развития искусства игры на баяне в нашей стране и характер соревнований.

Первый конкурс на лучшего гармониста и балалаечника состоялся в 1926 году в Ленинграде под председательством композитора А. К. Глазунова. В состав жюри вошли профессора Ф. А. Ниман, П. А. Серебряков, баянист Я. Ф. Орланский-Титаренко и другие видные музыканты. Конкурс открылся 17 октября в Актовом зале в Смольном. Первое место занял баянист Д. Стрыгин.
В декабре 1926 года состоялся 1-й Московский губернский конкурс гармонистов (и баянистов), организованный МК ВЛКСМ совместно с Губполитпросветом и газетами «Комсомольская правда», «Рабочая газета», «Молодой ленинец». Председателем на этом конкурсе был композитор, народный артист республики М. М. Ипполитов-Иванов. В состав жюри входили А. В. Луначарский, Вс. Э. Мейерхольд, профессора К. Н. Игумнов, Л. М. Цейтлин, А. М. Аврамов, известные баянисты
A. И. Кузнецов, М. Я- Макаров, Я- Ф. Попков. Первое место занял баянист И. Гладков. Закрытие конкурса состоялось 20 декабря 1926 года в Большом театре.
В 1928 году в Москве прошел 2-й подобный конкурс. Первое место заняли баянисты И. Осипов и А. Сурдин, второе место — баянист
B. Рожков.

В 1928 году был проведен 2-й Ленинградский конкурс гармонистов и балалаечников, организованный областным и районным комитетами
ВЛКСМ, оркестром русских народных инструментов им. В. В. Андреева, Музтрестом, филармонией и консерваторией.

Подобные конкурсы проходили в 1926—1929 годах во многих городах страны, в том числе в Мурманске, Саратове, Новосибирске, Пскове, Новгороде, Минске. В 1927 году в Томске на Всесибирском и Дальневосточном конкурсе исполнителей-гармонистов победителем стал И. Маланин, в Саратове — И. Паницкий. Они были награждены золотым жетоном и 1-м призом. Только в 1927 году было проведено около 2500 таких конкурсов с участием 30000 гармонистов и баянистов.
На 3-м Московском губернском конкурсе гармонистов-любителей, который состоялся 30 января 1929 года, председательствовал народный артист Республики композитор М. М. Ипполитов-Иванов. В состав жюри вошли видные деятели искусства А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд, А. А. Рождественский, Л. М. Цейтлин, Н. Я. Брю-сова, Е. М. Браудо, Л. М. Банович, А. А. Новосельский, С. А. Богуславский и др., а также баянисты-исполнители А. И. Кузнецов, А. Ф. Данилов, И. И. Гладков, А. Г. Пахомов (всего 8 баянистов). В конкурсе участвовало около 100 человек и. среди них — 9 исполнителей на готовом баяне. Победителями стали Косырев, Панин, Григорьев, Наумов. 31 января состоялся заключительный концерт в Колонном зале Дома союзов, в котором наряду с лауреатами приняли участие Первый симфонический оркестр гармонистов под упр. Л. М. Бановича, трио гармонистов—бр. Борисовы и Кулешов, Первый московский квартет концертинистов и оркестр губных гармоник Замоскворецкого Дома Комсомола и Пролетарской дивизии.

В 30-е годы по всей стране проходили олимпиады художественной самодеятельности, в которых баянисты принимали самое активное участие.
В декабре 1943 года в Свердловске проходил Всероссийский конкурс концертных исполнителей, в котором наряду с другими музыкантами выступили баянисты И. Паницкий, Б. Тихонов, А. Сурков, П. Галкин и др. Среди них высшую награду получил И. Паницкий (2-я премия). В 1950 году на Украинском конкурсе 2-ю премию получил квартет баянистов под управлением Н. И. Ризоля.
В 1957 году в стране состоялись республиканские конкурсы советской молодежи, посвященные VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. На Украине лауреатами республиканского конкурса стали баянист А. Гребенюк, дуэт баянистов — братья С. и Р. Ро-манковы, трио баянистов — М. Коцюба, В. Воеводин и В. Паньков, октет баянистов — В. Виноградчий, А. Головнёв, В. Дьяченко, А. Крюков, И. Марченко, А. Хижняк, Н. Худяков и И. Шепельский, в Эстонии — баянист В. Бонаков, в Белоруссии — баянист В. Корелов и т. д.
Баянисты принимают участие во всесоюзных и республиканских конкурсах артистов эстрады. Так, в 1958 году лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады стал В. Корелов (диплом II степени), в 1974 — дуэт баянисток киевлянок Т. Мурзиной и А. Гаценко, а также участник инструментального ансамбля «Родные напевы» баянист Ю. Федоров. В 1962 году лауреатами. II Всероссийского конкурса артистов эстрады стали участники трио баянистов И. Шепельский, A. Хижняк и Н. Худяков, в 1964 году лауреатами IV Всероссийского конкурса артистов эстрады — баянисты В. Кузнецов, Е. Ишанин, в 1978 году на Украинском республиканском конкурсе артистов эстрады звание лауреата получил инструментальный ансамбль «Родные напевы», в том числе участник ансамбля баянист С. Гринченко.

Регулярно проводятся республиканские конкурсы исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ, училищ и студентов институтов искусств и консерваторий. В 1967 году
на Всероссийском конкурсе учащихся музыкальных училищ диплом I степени получил Ф. Липе. В 1968 году на фестивале студентов высших музыкальных учебных заведений в Ленинграде первое место занял Ю. Вострелов, в 1969 году на Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Новосибирске первое место поделили баянисты В. Петров и Р. Шайхутдинов, второе занял Д. Штайн, третье — Н. Торопов.

Наряду с солистами и ансамблями, в некоторых конкурсах принимают участие оркестры баянистов. Так, в 1963 году на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности диплом I степени получил оркестр баянистов Дома культуры им. В. И. Ленина г. Горького (рук. А. Канатов).
Большим событием в музыкальной жизни РСФСР явился Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах и исполнителей народной песни, который был проведен в Москве летом 1972 года. Председателем жюри был композитор, народный артист РСФСР
B. С. Левашов. В конкурсе приняли участие 64 баяниста и 13 аккордеонистов. По сложности программы конкурс не только не уступал международным, но и превосходил их. Соревнования музыкантов проходили в три тура. Каждый участник исполнил обязательное произведение — Сонату для баяна П. П. Лондонова, одно произведение циклической формы по своему выбору (сонату, сюиту или концерт), а также концерт для баяна с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов из предложенных в программе конкурса:
А. Репников. Концерт-поэма (с симфоническим оркестром), Н. Чайкин. Концерт си-бемоль мажор (с симфоническим оркестром), Ю. Шишаков. Концерт (с оркестром народных инструментов). Среди баянистов С. Слепокуров занял первое место, А. Крупин и В. Фильчев поделили второе место, третье место занял Г. Черничка. В октябре 1979 года в Ленинграде проходил II Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах и исполнителей народной песни. Среди солистов-баянистов первое место поделили Анатолии Заикин (Ростов-на-Дону), Дмитрий Захаров (Москва) и Борис Никитин (Ленинград), второе место занял Имгазыр Шакиров (Уфа), третье — Александр Беляев (Уфа) и Владимир Иванов (Москва). Из ансамблей народных инструментов первое место заняло трио баянистов в составе: Валерий
Волохов, Виктор Данилочкин, Вячеслав Майсерик (Сыктывкар), второе — трио баянистов в составе: Виктор Карпий, Анатолий Науменко,
Вячеслав Мельник (Липецк).,
Республиканские конкурсы исполнителей на народных инструментах проводились и на Украине. На конкурсе 1968 года, посвященном
50-летию ЛКСМ Украины, среди баянистов первое место поделили Е. Кураев и Я. Ковальчук, второе место занял Г. Козлов, третье —
A. Янкевич. На Украинском конкурсе 1977 года, посвященном 60-ле-
тию Великой Октябрьской социалистической революции, из баянистов
первое место поделили А. Семешко и В. Самитов, второе место —
С. Гринченко и Т. Большакова, третье место занял В. Стецун.
Традиционными стали конкурсы молодых баянистов Поволжья, которые регулярно проводятся с 1963 года в Ульяновске, на родине
B. И. Ленина. Победителями этих конкурсов стали следующие баяни-
сты: 1-й (1963) — Г. Бажанов; 2-й (1964) — 1-я премия не была при-
суждена; 3-й (1966) — В. Сивцов; 4-й (1968) — А. Урбанский; 5-й
(1970) — Л. Денисов; 6-й (1972) — Н. Леонтьев; 7-й (1974) —
Ю. Грибков; 8-й (1976) — В. Толстое; 9-й (1979) — С. Елхимов; 10-й
(1981) — С. Клочнев; 11-й (1983) — А. Кондюрин.
Всесоюзные конкурсы музыкантов-профессионалов в стране проводились с 1933 года, но первое время в них баянисты не участвовали.

В 1939 году был проведен Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, в котором впервые приняли участие как баянисты-профессионалы, так и участники художественной самодеятельности. Конкурс состоял из трех туров. В первом туре, который проходил на местах, приняли участие 2000 человек — исполнителей на 60 различных национальных инструментах. Во втором туре, проходившем в Москве, участвовало 150 человек, из которых на третий тур было отобрано 50 исполнителей. Этот конкурс выявил талантливых баянистов и открыл им путь в музыкальные учебные заведения, привлек композиторов к созданию оригинального репертуара для народных инструментов, поставил перед баянными мастерами вопрос об улучшении качества инструментов и необходимости их усовершенствования.
Всего всесоюзных конкурсов исполнителей на народных инструментах было проведено три. В 1957 году в Москве был организован Всесоюзный фестиваль советской молодежи и подобный же фестиваль, посвященный 50-летию образования СССР, в 1973 году — в Воронеже. В рамках этих фестивалей состоялись конкурсы исполнителей на народных инструментах с участием баянистов. В 1979 году в Новосибирске был проведен первый Всесоюзный конкурс баянистов и аккордеонистов.
С 1949 года советские баянисты стали принимать участие в международных конкурсах всемирных фестивалей молодежи и студентов.

Всемирные фестивали молодежи и студентов проводятся Всемирной федерацией демократической молодежи мира и Международным союзом студентов с 1947 года. Программа фестивалей очень разнообразна. Наряду с политическими митингами и собраниями, на которых осуждаются планы агрессоров и демонстрируется решимость бороться за мир, устраиваются просмотры лучших кинофильмов разных стран, организуются выставки, посвященные жизни молодежи, ее участию в борьбе за мир против войны, проводятся концерты мастеров искусств. Кроме того, в рамках фестиваля проходят спортивные состязания молодежи и устраиваются художественные конкурсы, в том числе исполнителей на народных инструментах.
В художественных конкурсах могут принимать участие как солисты, так и коллективы (ансамбли, оркестры) — участники художественной самодеятельности и профессионалы, ставшие победителями предварительных отборочных конкурсов в своей стране. Учитывая особенности фестиваля, программа конкурсантов составляется главным образом из популярных произведений композиторов своей страны и обработок народной музыки. Конкурсы проходят в один или два тура. В программе солистов — 1—3 произведения, в программе коллективов — 4—6. Количество первых, вторых и третьих призовых мест может быть различным. Занявшие первые места награждаются золотыми медалями и дипломами с присвоением звания лауреата фестиваля, занявшие вторые места получают серебряные медали, третьи — бронзовые. Для победителей конкурсов 1973 и 1978 годов была установлена единая медаль лауреата. Первый советский баянист, завоевавший золотую медаль в международном конкурсе, — Александр Резчиков (1953, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте). Следует отметить, что А. Резчиков — первый из советских баянистов, выступивший в международном конкурсе на баяне с готовыми аккордами. А первым советским лауреатом международного конкурса, исполнившим свою программу на многотембровом четырехголосном выборно-гото-вом баяне, стал Ю. И. Казаков (Варшава, 1955). Всемирные фестивали проводятся периодически, I состоялся в Праге (Чехословакия, 1947), II —в Будапеште (Венгрия, 1949), III —в Берлине (ГДР, 1951), IV — в Бухаресте (Румыния, 1953), V — в Варшаве (Польша, 1955), VI — в Москве (СССР, 1957), VII — в Вене (Австрия, 1959), VIII — в Хельсинки (Финляндия, 1962), IX — в Софии (Болгария, 1968), X — в Берлине (ГДР, 1973), XI —в Гаване (Куба, 1978), XII — в Москве (СССР, 1985).
Советские баянисты-солисты приняли участие в художественных конкурсах фестивалей в 1953, 1955, 1957, 1959, 1968, 1973, 1978 гг.; ансамбли баянистов и смешанные ансамбли — в 1957, 1959, 1973 гг.; оркестры баянистов — в 1949 и 1957 гг.

Конкурсы аккордеонистов и баянистов проводят многие международные организации. Советские баянисты регулярно участвуют в двух международных конкурсах: с 1958 года — в конкурсе «Кубок мира», организованном Международной конфедерацией аккордеонистов (CIA), и с 1966 года — в конкурсе «Дни гармоники», организованном Министерством культуры ГДР совместно с Центральным Домом культработы и фирмой «Вельтмейстер» при непосредственном участии магистрата г. Клингенталя.
Международная конфедерация аккордеонистов (CIA) образована в городе Лозанне (Швейцария) в 1948 году на основе договоренности между ассоциациями (обществами) аккордеонистов разных стран. Сейчас в CIA входят представители почти 40 стран. Цели конфедерации — стимулирование исполнительства на аккордеоне и баяне, реклама лучших инструментов, привлечение композиторов к созданию оригинальных сочинений для аккордеона и баяна. Начиная с 1948 года конфедерация два раза в год проводит конгрессы поочередно в странах, чьи ассоциации аккордеонистов входят в ее состав. Программа работы конгрессов включает проведение конференций по вопросам музыкального образования, производства инструментов и один раз в год — международного конкурса «Кубок мира». На конкурсы и конференции приглашаются также и представители стран, не являющихся постоянными членами CIA. В работе конгресса могут принять участие не более четырех делегатов и одного члена жюри от каждой страны. Члены жюри не участвуют в голосовании при оценке игры музыкантов его страны. Каждая страна может представить не более двух конкурсантов.

Условия конкурсов со временем изменялись. Конкурс проходит в три тура. Первоначально в первом туре требовалось прочесть с листа незнакомое произведение, во втором — исполнить обязательную пьесу, в третьем — сыграть произведение по выбору исполнителя. С 1971 года чтение с листа в программу не включается, а исполнение произведений по выбору проходит в два тура. Если раньше все три тура проводились в один день, что создавало большие физические и психологические трудности для соревнующихся, то теперь для каждого тура отводится целый день. При оценке игры учитываются три компонента: сложность программы, техническое мастерство и артистизм (художественный вкус, художественное исполнение). Наивысшая оценка за исполнение обязательной пьесы — 50 баллов, за исполнение произведений по выбору также 50 баллов. Наибольшее количество баллов за всю историю конкурса «Кубок мира» набрал советский баянист Александр Скляров в 1971 году — 99,7 из 100. Победители награждаются медалями, кубками, дипломами. Занявший первое место (неделимое) получает Кубок мира, золотую медаль и соответствующий диплом лауреата. Занявшие второе место (их может быть несколько человек) награждаются кубком, серебряной медалью и дипломом. Занявшие третье место (их может быть несколько человек) получают бронзовую медаль и диплом. Страна, чей представитель занял первое место, награждается переходящим кубком CIA, учрежденным Канадской ассоциацией аккордеонистов. В 1969 году, после победы, одержанной советскими баянистами два года подряд, кубок CIA навечно присужден СССР.
Дополнительные награды — призы, памятные подарки, специальные кубки и дипломы — могут быть вручены конкурсантам за лучшее исполнение обязательной пьесы, наибольшее количество очков, набранных в третьем туре, и другие заслуги. Эти награды могут вручаться от имени ассоциаций аккордеонистов различных стран.

В конкурсах CIA возможны дополнения к регламенту состязания, вносимые страной, проводящей соревнование. Например, в 1973 году Ассоциация аккордеонистов Франции организовала дополнительный конкурс популярной музыки. В 1978 году Ассоциация аккордеонистов Польши ввела в программу обязательное исполнение полифонического произведения.
Первым из советских баянистов обладателем Кубка мира стал в 1968 году Юрий Вострелов.
В справочнике содержатся сведения только о тех конкурсах, в которых принимали участие советские баянисты. Для общего ознакомления читателей со всеми проходившими конкурсами с 1948 по 1984 год приводим нижеследующие данные (указаны исполнители, занявшие первое место):

1948, Лозанна, Швейцария — Иветт Орнер (Франция)
1949, Спа, Бельгия — Жильбер Руссель (Франция)
1950, Милан, Италия — Давид Анзаги (Италия)
1951, Париж, Франция — Морис Виттене (Франция)
1952, Схевенинген, Нидерланды — Давид Анзаги (Италия)
1953, Копенгаген, Дания — Андре Ари (Бельгия)
1954, Штутгарт, ФРГ — Фриц Доблер (ФРГ)
1955, Брайтон, Великобритания — Курт Хойссер (Швейцария)
1956, Биль, Швейцария — Джон ла Падула (США)
1957, Саарбрюккен, ФРГ — Рональд Суйте (США)
1958, Брюссель, Бельгия — Флавиано Фольи (Италия)
1959, Нью-Йорк, США — Мариана Пробст (ФРГ)
1960, Вена, Австрия — Хервиг Пейхар (Австрия)
1961, Палланца, Италия — Дональд Хьюлм (США)
1962, Прага, Чехословакия — Джоана Рид (Канада)
1963, Баден-Баден, ФРГ — Ските Ленглей (США)
1964, Торонто, Канада — Стивен Доминго (США)
1965, Валлета, Мальта — Биверли Роберте (США)
1966, Версаль, Франция — Хенни Лангевельд (Голландия)
1967, Лейден, Голландия — Гизела Вальтер (ФРГ)
1968, Лестер, Великобритания — Юрий Вострелов (СССР)
1969, Нью-Йорк, США — Валерий Петров (СССР)
1970, Зальцбург, Австрия — Диана Шмидт (США)
1971, Брюгге, Бельгия — Александр Скляров (СССР)
1972, Каракас, Венесуэла — Вильям Торчелло (США)
1973, Виши, Франция — Сергей Слепокуров (СССР)
1974, Стокгольм, Швеция — Анатолий Кузнецов (СССР)
1975, Хельсинки, Финляндия — Владимир Зубицкий (СССР)
1976, Вашингтон, США — Виктор Фильчев (СССР)
1977, Эйндховен, Голландия — Фредерик Геруэ (Франция)
1978, Лодзь, Польша — Виктор Карпий (СССР)
1979, Канны, Франция — Макс Боннэ (Франция)
1980, Окленд, Новая Зеландия — Вернер Глютч (ФРГ)
1981, Канзас—Сити, США — Ален Музикини (Франция)
1982, Гамбург, ФРГ, — Михаил Зацепин (СССР)
1983, Линц, Австрия — Жан Лук Манка (Франция)
1984, Фолкстон, Англия —Петер Соаве (США)

С 1964 года в ГДР, в городе Клингентале, проводятся международные конкурсы аккордеонистов и баянистов «Дни гармоники». В последние годы организационное бюро музыкальных соревнований при совете города Клингенталя возглавляют бургомистр Эрхард Шедлих и руководитель производственной группы аккордеонов, губных гармоник и электронных музыкальных инструментов Зигфрид Меннель.
С 1975 года название музыкальных праздников было изменено на «Фогтландские дни музыки», так как в них стали принимать участие исполнители и на других инструментах.
Участники разделяются на три категории по возрасту: до 15 лет — 1-я категория, от 15 до 18 лет — 2-я категория, старше 18 лет — 3-я категория. Советские баянисты принимают участие в конкурсах с 1966 года.
Каждая страна может представить на конкурс не более четырех кандидатов каждой категории и одного члена жюри. Конкурс для взрослых участников проводится в два тура. В различные годы условия конкурсов претерпевали изменения и имели тенденцию к усложнению.

В последние годы конкурсы проводятся в три тура. Вместо одного обязательного произведения, теперь исполняются два. Участник конкурса должен сыграть полифоническое произведение из числа указанных в условиях, сочинения циклической формы (не менее трех частей различного темпа, но не вариационного характера). Участникам конкурса рекомендуется включать в свою программу по крайней мере одно произведение композитора своей страны; в программе солистов должна преобладать оригинальная литература для аккордеона или баяна.
Оценка результатов игры происходит по системе очков, общая сумма которых 30. Учитываются следующие моменты: а) степень трудности — от 0,5 до 10 очков (устанавливается специальной комиссией до конкурса), б) техника исполнения — от 1 до 10 очков, в) художественная сторона исполнения — от 1 до 10 очков. Следует отметить тот факт, что условия этого конкурса по сравнению с условиями других международных конкурсов аккордеонистов и баянистов наиболее трудны для исполнителей.
В 1966 году Вячеслав Галкин стал первым из советских баянистов, занявшим первое место в конкурсе «Дни гармоники».

Лауреатами международных конкурсов в Клингентале, занявшими первое место, стали:
1964 — Золтан Раш (Венгрия)
1965 — Ян Тесарж (Чехословакия)
1966 — Вячеслав Галкин (СССР)
1967 — Йозеф Бугала (Чехословакия)
1968 — Виктор Голубничий (СССР)
1969 — Фридрих Липе (СССР)
1970 — Раймунд Какони (Чехословакия)
1971 — Ярослав Ковальчук (СССР)
1972 — Александр Дмитриев (СССР)
1973 — Иван Коваль (Чехословакия)
1974 — Александр Крупин (СССР)
1975 — Владимир Булавко (СССР)
1976 — Владимир Авралёв (СССР)
1977 — Владимир Шишин (СССР)
1978 — Владимир Долгополое (СССР)
1979 — Владимир Стецун (СССР)
1980 — Анатолий Заикин (СССР)
1981 — Геннадий Галицкий (СССР)
1982 — Энвер Сеит—Абдулов (СССР)
1983 — Виктор Романько (СССР)
1984 — Петер Соаве (США)

Сведения о конкурсах расположены в хронологическом порядке. В составе жюри международных конкурсов отмечены члены жюри от СССР; приводимые конкурсные программы также относятся только к советским исполнителям.